Телепередача: есть ли в Эстонии будущая русская культурная элита?
"Филимонов, Руслан PX, Андрей Иванов, Игорь Котюх — будущая русская культурная элита Эстонии. Так что провисона в молодом поколении в русской культуре нет", — считает редактор журнала "Плуг" Дан Ротарь.
"А я вижу, как вы выразились, провисон в театральной критике", — парировала и.о.директора Русского театра Светлана Янчек в ходе обсуждения, которое шло в передаче "Треугольник" на ЭТВ2.
Ведущий Илья Нартов отметил: "Театральная критика — это очень отдельный жанр, просто у нас это как-то все местечково — на уровне либо обругать, либо сильно похвалить, либо просто описать".
По словам Янчек, поколение нынешних 30-летних взрослело на рубеже 80-90-х годов: "Это было страшное время, рушились ценности, представления о мире. Это была такая зыбкая почва под ногами у школы, у родителей. И это поколение, может быть, в чем-то более закаленное, но воспроизводство русской интеллигенции, русской элиты — большая проблема. С кем в русской общине через какое-то время государство будет вести диалог — вопрос. Если мы говорим о сохранении культуры, то должна быть программа, охватывающая самые широкие пласты населения".
По мнению еще одного участника передачи продюсера Адольфа Кяйса, государство ничего для этого не делает: "Почему у нас среди журналистов нет достойных молодых имен? Потому, что им негде учиться. И потом — даже если они и будут что-то писать, какие СМИ или издательства это возьмут? Какой уровень сейчас вообще у журналистики — не только русской, но и эстонской? Рецензии пишут единицы — и то последние из могикан".
Насколько может формировать русскую культурную элиту Русский театр Эстонии? Янчек: "Влияние Русского театра на культурную жизнь нашей общины не надо переоценивать. А если говорить о молодежи, которая приходит в наш театр, то мы имеем дело в большей степени с младшим школьным возрастом, совершенно выпадает средний школьный возраст. И уже сознательно приходят в театр люди под 30 лет, которые уже попробовали все развлечения и подумали — а дай-ка схожу и в театр".
Ротарь: "Мне кажется, что здесь приоритетным является жанровое, стилистическое разнообразие. Русскому театру как флагману русской театральной культуры в Эстонии необходимо найти баланс между соотношением совсем молодых людей и старшего театрального поколения. Необходимо создать определенную моду на поход в театр, сделав репертуар более разнообразным".
Светлана Янчек заверила, что экономически театр вышел из сложной ситуации и теперь работает именно над тем, о чем говорил Ротарь. Адольф Кяйс, однако, заметил, что на русских сценах Эстонии нет такого спектакля, который стал бы истинно большим событием культуры — для всех: "Я жду этого все время, в итоге — ничего".