"Может показаться странным, что судебный пристав постоянно общается с какой-то kiisu"
На состоявшейся вчера встрече судебных исполнителей с журналистами председатель правления Палаты судебных исполнителей вильяндиский судебный пристав Янек Поол рассказал, как выглядит процедура исполнения и на что следует обращать особое внимание.
*Начинается исполнительное производство с того, что кредитор представляет судебному исполнителю заявление и документы, по которым видно, кто и сколько этому человеку должен.
*В ответ судебный исполнитель обязан начать судебное производство. Он не вправе выбирать — будет он с этим связываться или нет. Но надо иметь в виду, что он проверит, имеется ли такое требование на самом деле.
*Дальше начинаются конкретные действия по исполнению. Прежде всего должнику надо доставить уведомление об исполнительном производстве. Основная проблема — он проживает не в том месте, которое указано в регистре. Другая проблема — живет-то он там, но письмо судебного исполнителя ему, хоть убейся, не доставить. То не открывает почтальону дверь, чтобы принять заказное письмо, то нет почтового ящика, где можно было бы такое послание оставить.
Если совсем никак, то остается издание под названием Ametlikud Teadaanded. Их, правда, никто особо не читает, но публикация уведомления там позволяет продолжить производство.
*Затем судебный исполнитель может арестовать имущество, и только тут впервые увидеть должника, который со злым выражением лица приходит на прием и требует разъяснений. Любимый вопрос — почему мне никто ни о чем таком раньше не сообщал?
*Когда сообщение получено, то должнику дают срок добровольной выплаты долга с наименьшими затратами, то есть с выплатой судебному исполнителю лишь в объеме 50% причитающейся тому суммы. На практике эту возможность в Эстонии используют примерно в 5% случаях.
Сроки добровольной выплаты разные — от 10 до 30 дней, от 60 до 90 дней (денежные взыскания и процессуальные расходы по уголовным делам). Если должник понимает, что не в состоянии выплатить всю сумму в срок, то это тот момент, когда можно было бы договориться с лицом, предъявившим требование, о графике выплат. В некоторых случаях договариваться можно с судебным исполнителем, если кредитор дал ему такие полномочия. Самостоятельно договариваться с должником судебный исполнитель не имеет права.
*На данном этапе надо информировать судебного исполнителя и о важных обстоятельствах, которые могут как-то изменить дальнейшее производство по делу. Например, сколько у должника детей. Или в каком банке будут производится расчеты по иску о взыскании алиментов. Почему-то в Эстонии принято иметь счета едва ли не в каждом банке, так что 4-5 счетов в разных банках — совершенно обычное явление. Какой из них должник использует чаще всего, судебному исполнителю неизвестно. А знать это ему надо, чтобы при аресте счетов (а через систему э-ареста арестовываются сразу все счета на территории Эстонии) оставить на одном не подлежащий аресту минимум средств.
*Общаться с судебным исполнителем лучше по электронной почте. Причем здесь есть один существенный момент: адрес этой почты. Желательно, чтобы не какой-нибудь hullmees69@…, kiisu900@… или что-то в этом духе. Ведь письма приобщаются к делу, и, по словам Янека Поола, может показаться странным, что судебный пристав постоянно общается с какой-то kiisu. Кроме того, почтовый ящик не должен быть постоянно забит.
*Деятельность судебного исполнителя можно обжаловать у него самого. На что обычно жалуются? На то, что полиция вынесла неправильное решение, что судья был глуп и т.п. Такие вещи в исполнительном производстве обжаловать нельзя. Надо говорить только о конкретных действиях пристава, а не обжаловать, скажем, то, что решения о штрафе за превышение скорости вы до судебного исполнителя не получали.
*Исполнительное производство продолжается, как правило, пока требование не будет удовлетворено. Но есть и сроки давности. К примеру, требования по штрафам полиции прекращаются после того, как проходит четыре года со дня вступления решения о штрафе в силу.