"Для меня как для эстонки происходящее в Эстонии еще трагичнее, чем для здешних русских"
В одной из героинь — Лийне Карустин — легко узнается одна из "матерей" второй эстонской независимости Марью Лауристин. В тексте все дышит буквально ненавистью к ней. Почему? У Куду с нею личные счеты? "Это не так, — парирует она. — Это имя точно не стоит упоминать".
Зачем тогда именно такая фамилия — Карустин, тоже, между прочим, дочь революционера? "По поводу отношения образа к Лауристин и личных счетов с нею — это ваша личная интерпретация, — продолжает Куду. — Это абсолютно не связано с нею. Но я хотела сказать, что люди, которые сейчас очень влиятельны, были столь же влиятельны и при прежнем режиме. У нас же много тех, кто сейчас у власти, чьи родители в советское время жили припеваючи".
Советский Союз для Реэт Куду — империя зла? "Нет. Если там могли делать такие балетные постановки, как же он мог быть империей зла? Однако я нахожу, что он был таковым для всех тех, кто своим творчеством или образом мыслей попадали в орбиту внимания партсекретарей. Естественно, если человек просто ходил на работу, получал зарплату и абсолютно ничем не выделялся, для него это было идеальное государство — бесплатные медицинская помощь, образование и т. д.
Но я очень хорошо понимаю, почему все наши писатели, которых холили-лелеяли в советское время и которые получали отличные гонорары, сегодня все же очень злы на Советский Союз. Важнее всего для творца все же свобода, свободно писать то, что он думает. И эта свобода у меня сейчас есть. И я никогда бы не стала писателем в советское время. Прежде я загремела бы в лагерь".
В романе часто упоминаются бывшие аппаратчики, советноменклатура, которые трансформировались в нынешнюю власть. И главная героиня Крыыт Туузе, которую не понимали прежде, не понимают и теперь, как и неэстонцев в Эстонии. Как им всем жить?
Реэт Куду полагает: "Они, вероятно, сошлись бы тогда, когда поняли бы, что на самом деле это лишь горстка людей, которые были у власти в советское время и практически находятся у власти до сих пор. И тогда, когда до русских, к примеру, те же русские СМИ донесут, что и эстонцам нелегко с этими бывшими".