Когда корреспондент Delfi заметил, что разве обе даты — не блистательные страницы истории российской, — Всевиов парировал: "1612 — вообще никакая страница, пустой год. Если уж говорить о какой-то странице, то о 1613-м".

Историк принял участие в организованном Молодежным объединением "Открытая республика" семинаре "Может ли история объединить общество Эстонии?".

"Вопрос в том, что мы определяем как историю и как мы это рассматриваем, — рассуждал он. — Вспомните свои учебники истории, о чем нам говорят: это войны, сражения, это стороны, то есть все время "мы" и "они". И это неизбежно. Мы все время с кем-то себя отождествляем, выбираем сторону, поддерживаем кого-то. И никогда не было более простого варианта разделять на "нас" и на "них", чем эксплуатировать в толковании истории национальность".

Зачем мы изучаем историю — еще один вопрос, который озвучил Всевиов. "Для того, чтобы чему-то на ее примере научиться. Возьмем Вторую мировую войну, или в варианте российских учебников истории — Великую Отечественную. Для меня важен вопрос: если я этот период изучаю, чему я хотел бы научиться? Я не хочу научиться быть в будущем победителем и, естественно, не хочу научиться быть в будущем проигравшим. Хочу научиться только одному — чтобы это не повторилось. И с этой точки зрения, у сторон и механизмом нет никакого особого значения, значение имеет только человек".

Поделиться
Комментарии