Психолог: прежде чем обращаться по поводу юного "агрессора" в СМИ, надо подумать — чего ради
"Конкретно об этой ситуации мне сказать сложно, потому что ни этого мальчика, ни его родителей я не знаю, — продолжает Тимофеев. — Но я довольно часто сталкивался со случаями, когда ученик, к сожалению, превращается в гастролера по разным школам. Из-за того, что вовремя и качественно в отношении него ничего не было сделано. И он тащит за собой весь ворох проблем, который растет, как снежный ком".
По словам Тимофеева, надо начинать с родителей такого ребенка: "И не исключительно потому, что они виноваты и ответственны за происходящее. А вот по какой причине. Родители всегда стремятся сделать для ребенка как лучше. Тем не менее, часто проблемы, которые есть у детей, это именно результат этого навязчивого родительского желания. Они повторяют схему "как лучше", которую придумали раз и навсегда, и в результате повторяют и решения, которые не работают. Это первый момент.
Второй момент — то, что есть гиперсоциальные родители. У них — повышенное чувство стыда и вины, которое просто блокирует диалог с ними. В качестве защиты такие родители могут выбирать установку типа "мой ребенок хороший, виноваты плохие одноклассники, учителя, школы". За такой яростной защитой себя на самом деле стоит чувство вины, уверенность в том, что он плохой родитель, что не справляется, что общество его осудит".
Тимофеев отмечает, что отношение к таким детям и семьям у нас зачастую сродни отношению к заболевшему инвалиду, которому говорят — ну, что ты, иди к врачу, — а у него ног нет. Поэтому, как считает психолог, это все-таки тема ответственности социальных служб, психологов, опеки, специалистов по защите детства, которые должны найти способы наладить с такой семьей диалог.
"Потенциально именно родители — самая большая сила в жизни ребенка, они должны ему помогать и помогают, но из-за давления извне это происходит таким образом, что создается еще больше проблем".
Так что, по мнению Тимофеева, это просто вопрос, в какой момент в жизни юного "агрессора" появятся взрослые, вообще сила, которая решит, что может взять на себя ответственность, потому что понимает, что происходит, потому что может с этим справиться и имеет опыт. Далеко не каждая школа способна на это.
Стоит ли родителям детей, пострадавших от действий "агрессора", выносить историю на суд общественности, например, доводя ее до СМИ? От этого больше пользы или вреда?
Тимофеев: "Есть ситуации, когда этого не стоит доводить до прессы. Это действительно только вредит. Особенно если это некий контрагрессивный ход: ты нам так, а мы тебе — вот так. Да, родители вправе рассчитывать на то, чтобы в школе их детям была обеспечена безопасность, но, когда "выносят сор из избы", главное — не забывать, чего они хотят, какова цель их действий. Я сообщаю журналистам о юном "беспредельщике", который побил моего ребенка. А чего ради?"