По его словам, диалог между Барабанером и Сарв состоялся после доклада последней 10 октября на круглом столе сети экспертов по социально-экономическим аспектам дискриминации (SEN).

Маргит Сарв — старший советник отдела по правам детей канцелярии канцлера права. Delfi решил уточнить, действительно ли, по ее мнению, русская школа в Эстонии должна остаться только для людей с ограниченными умственными возможностями?

"Так, как звучит ваш вопрос, я точно не выразилась, — сказала она . — Вкратце мой ответ на вопрос одного участника был следующим. Исходя из смысла Конвенции ООН по правам ребенка, ребенок имеет право учиться на родном языке, если он этого желает. Государство не может препятствовать учебе на родном языке, и оно должно поддерживать и преподавание родного языка, но в то же время из конвенции не вытекает обязанность государства поддерживать материально гимназическое обучение на родном языке. После контрольного рейда в школу, где по упрощенной программе учатся русскоязычные учащиеся, возник вопрос, достаточно ли в Эстонии школ для тех русскоязычных детей, умственные способности которых ниже". Сарв подчеркнула, что в данном случае речь идет только об основной школе.

Она констатировала, что, несмотря на право юных представителей нацменьшинств изучать свой родной язык, эти дети должны иметь возможность изучать местный язык так, чтобы у них в дальнейшем имелись равные с другими детьми возможности. То есть им надо давать образование на местном языке, чтобы они могли конкурировать с другими детьми позже — при получении высшего образования и на рынке труда.

В посвященном упомянутому круглому столу материале Мстислав Русаков рассуждает: "В проклинаемые эстонцами времена "советской оккупации" каждый эстонец мог получить образование от детсада до защиты докторской диссертации на родном языке. А ведь тоже могли бы проявить заботу о малом народе и сказать: а что вам этот эстонский язык? Какая с ним конкурентоспособность? Давайте-ка, ребята, переходите на русский. Это язык науки, культуры. И вообще мы все единая общность — советский народ, — и надо уже как-то приходить к общему знаменателю. Как бы Маргит Сарв понравилась такая чадолюбивая политика советского правительства?"

Поделиться
Комментарии