Саар: отношение к учителям — отголосок советского времени
Речь не идет о тенденции последних лет, это началось сразу, как только Эстония восстановила независимость. Вернее, отношение советского времени просто продолжилось.
Исследования показали, что нагрузка учителей превышает всякий предел разумного. В последние двадцать лет учитель чувствовал себя бесконечно плохо и потому, что его яростно атаковали бесконечные реформы или их ожидание.
Деньги играют достаточно большую роль, так как в глазах учеников учитель не может олицетворять вчерашний день. Очевидно, это ненормально, когда учитель пользуется мобильным телефоном, у которого имеется преимущественно лишь одна функция — звонок, — в то время как учащиеся выкладывают на парты компьютеры Apple стоимостью 2500 евро и i-Phone 4.
Но, кто знает, может, руководители от образования считают, что учитель и должен пользоваться мобильным, которому десять лет, и одеваться в магазинах секонд-хэнд. Я убежден, что т. н. средний депутат Рийгикогу работает не так много, как работает учитель, и я уверен, что груз ответственности, лежащий на учителе, значительно превышает ответственность гражданина с Тоомпеа. В руках учителя — ответственность за наших детей: как физически, духовно, так и этически.
Утром я вижу в окно, на каких шикарных машинах детей привозят в школу. Учителя обычно идут пешком или приезжают на видавших виды автомобилях. И в советское время у родителей-рабочих зарплата была зачастую в несколько раз выше, чем у учителя. И прав было тоже больше. Сейчас повторяется то же, на сей раз — еще выразительнее.
Я устал читать утверждения, что денег нет. Учитель не виноват, что, хотя в Эстонии и тратят на образование больше средств, чем в среднем по Евросоюзу, учительская зарплата остается куцой. Утверждение, что на повышение учительских зарплат не хватаeт средств, отражает как отношение к учителям, так и бессистемное, беспомощное, без долгосрочных целей руководство образованием.
Такое чувство, что все остальное важнее, чем центральная фигура системы образования — учитель. Однако именно он не должен быть жертвой экономики в сфере образования, той строчкой в бюджете, на которой можно сэкономить.