"Думаю, что в США государство очень много сделало для пропаганды такого донорства, для доведения до каждого человека, — сказала Палль порталу Delfi. — У них в школах есть соответствующие программы — почему и как быть донором. В этом смысле у нас еще многое предстоит сделать именно для информирования общества. Наши люди просто не думают об этом заранее. А когда они находятся и без того в тяжелой жизненной ситуации, донести до них эту мысль крайне сложно".

Как пояснила Палль, порядок пересадки донорских органов в Эстонии регулирует Закон об использовании и пересадке клеток, тканей и органов. О констатации и документировании смерти мозга говорит постановление министра социальных дел.

"У скончавшегося донора можно изъять орган, если смерть констатирована в установленном порядке и при жизни донор изъявил желание передать после своей кончины клетки, ткани или органы для пересадки или если нет данных о том, что он был против,  — рассказала Палль. — Если сведений о прижизненном волеизъявлении нет, то лечащий врач умершего обязан при возможности выяснить через близких покойного прижизненную волю того".

Не кроются ли осуждение и даже агрессивность, с которыми родственники порой воспринимают предложения врачей, в том, что они не в состоянии поверить медикам, когда те утверждают, что все кончено?

"Да, близкие стоят у постели близкого человека, аппараты дышат за него, обеспечивают кровообращение, пациент теплый и без мертвенной бледности. Без сомнения, родственники могут не верить, что человек на самом деле мертв. Но это уже искусство врача — объяснить. Если смерть мозга подтверждена твердо и инструментально, то надежды на выздоровление нет. А при констатации смерти мозга сегодня ошибиться невозможно. Это сто процентов", — подытожила доктор Палль.

Она уточнила, что время, в течение которого после диагностирования смерти мозга можно сохранить жизнеспособность органов, зависит от различных факторов — от возраста донора, причины смерти, сопутствующих заболеваний и травм, прижизненного состояния здоровья, лекарств, которые человек принимал и т.п. "Общее правило — чем короче этот промежуток времени, тем качественнее изымаемый орган",  — отметила Палль.

По ее данным, в 2010 году в Эстонии взяли органы у 23 скончавшихся доноров, в 2011 году (по состоянию на сегодняшний день) — у 17. В сравнении государств главным индикатором посмертного донорства считается число умерших доноров на миллион человек. В прошлом году этот показатель составил в нашей стране 17,7, в государствах-членах "Евротрансплант" — 16,9, в странах "Скандиатрансплант" — 15,2, в США — 25.

Поделиться
Комментарии