"Свою модель они уже показали в действии, испытав ее в течение пятилетия, — продолжает он. — Это сейчас такое горячее блюдо — диумвират. Но до сих пор теория диумвирата воспринималась если не как шутка, то как удачная метафора. Запад уже полторы тысячи лет не встречался с фактом вот такой дружеской взаимопередачи эстафетной палочки власти. Сначала все думали, что это нереально и произойдет все-таки эдакое силовое единоборство двух претендентов. И победит, конечно, "дзюдоист".

Но Путин и Медведев, по выражению Михайлова, разрулили ситуацию совершенно гениальным образом: "Молодой и популярный Медведев, по подсчетам политологов его электорат — это порядка 30 млн. человек, сумел перетянуть на себя всех, кто не хотели бы видеть президентом Путина. И вот тут-то произошел облом, политическая элита получила четкий сигнал — теперь вы все интегрированы, вся эта верхушечная возня — ничто.

Путин не просто, как какой-то монстр, прикрылся Медведевым, он взял его как дополнение к своей недостаточности. И это очень умный шаг, настоящее ноу-хау. Если бы в Америке произошло нечто похожее, то Обама был бы тоже "вечный" президент".

А "вечный" — это хорошо? "Для России — очень. Даже парламент заработает там в полную силу, потому что очень сильной властью ему брошен вызов: попытайтесь найти свое место между нами, двумя совершенно сросшимися ветвями исполнительной власти, так, чтобы свою законодательную волю нам обеим навязать. Работайте в поте лица! Теперь вы — настоящий партнер двухъядерной сильной президентской власти".

Михайлов сравнивает властный дуэт с двухъядерным процессором, который позволяет одновременно выполнять множество задач, распараллеливает процесс: "Вот и тут произошло распараллеливание процесса управления гигантской машиной России. Для политолога — это шок, для социолога — кайф. Мы стоим перед фактом — эти рисковые ребята взяли и проделали фокус. В России есть теперь коллективный президент".

Но ведь о таком заговорили давно, сразу после того, как Медведев стал президентом? "Заговорили и говорили, не веря".

Неужели для России действительно так опасно, если народ вдруг взял и выбрал бы не Путина и не Медведева? "Да, для России это смертельно опасно. А так — это признак абсолютной стабильности, разоблачение неспособности применить к российской модели особенно западную модель представительской демократии. Уж если в Швеции голосование происходит на уровне "фифти-фифти" и побеждает та партия, которая набирает на 0,6% голосов больше, это доказательство абсолютно выродившейся системы. Или посмотрите, какой фарс в нашей республике".

По мнению Дмитрия Михайлова, теперь Владимир Путин и Дмитрий Медведев так и станут до конца жизни меняться властью? "Россия примет это без всяких яких. Шорох — лишь среди элиты. Потому, что ее представители готовились перебегать или голосовать за одного или другого, но элиту пристегнули к ноге, сказали этой своре — хватит гавкать, теперь вы будете работать, половина — у Медведева, другая половина — у Путина".

Социолог убежден, что мы все испорчены западной моделью и во многом набившим оскомину опытом демократии: "Но это вялая, ненужная России, опасная демократия. Россия избежала авторитарной системы, она нашла промежуточную идеальную конструкцию. Это диумвират, это двуглавый орел, одна голова смотрит на Восток (Путин будет интриговать с Китаем), а другая (Медведев) — на Запад. Все решилось. И с точки зрения гражданского общества все политическое поле России "замирено", от слова "мир", нет пространства для внутренних демократических игр".

Поделиться
Комментарии