В интервью BNS Сеэдер сказал в пятницу, что в течение почти двадцати лет он собирал всякого рода символику советского времени — флаги, гербы, барельефы, бюсты, марки, ордена, вымпелы, плакаты, живопись и многое другое. И хотя коллекция еще не систематизирована и составляющие ее предметы не пересчитаны и не учтены, Сеэдер уверен, что для музейной экспозиции их уже хватает.

По словам Сеэдера, частично он уже демонстрировал свою коллекцию в разных местах и давал напрокат для съемки фильмов, но теперь подыскивает помещение, в котором ее можно было бы разместить на более длительный срок.

Как пояснил Сеэдер, он не ставит своей целью устроить развлекательное шоу. "Я хочу показать, насколько тотальной была советская пропаганда, как она проникала во все детали, какой она была примитивной и в то же время мощной и действенной".

Сеэдер добавил, что по-настоящему свободной страна может стать, если сумеет честно обратиться к своей истории, поэтому Эстония не должна ни скрывать, ни стыдиться своего прошлого.

"В биографиях активных в сегодняшней политике и предпринимательстве людей можно узнать, когда они родились и учились, затем следует провал и вновь биография продолжается уже с начала 1990-х годов, — привел пример Сеэдер. — При ближайшем рассмотрении выясняется, что когда-то эти люди были активными партийцами. Отрицая или скрывая частью своей жизни, эти люди сами дают ей оценку. Но в истории Эстонии в целом не должно быть таких белых пятен. Все — как положительное, так и отрицательное — должно быть доступно для нас и разъяснено".

Крайнюю предосторожность во всем, что касается темы фашизма, Сеэдер назвал синдромом Запада в плохом смысле слова.

"С точки зрения истории мы принадлежим Восточной, а не Западной Европе. Преступления коммунизма оставили здесь значительно более глубокий след, чем фашизм. Мы не можем перенимать точку зрения Западной Европы, — пояснил Сеэдер. — Меня так беспокоит, что недавно Европейский Суд обсуждал, регистрировать советскую символику как торговый знак или нет. В то же время мы не можем представить себе, как обсуждать — является ли свастика чьим-нибудь торговым знаком или нет".

По словам Сеэдера, все это говорит о том, сколько еще предстоит поработать Восточной Европе, чтобы объяснить западным странам, что такое преступления коммунизма, какую боль они причинили странам Восточной Европы и добиться того, чтобы преступления коммунизма рассматривали на равных с преступлениями фашизма.

Поделиться
Комментарии