По словам Maрью Лауристин, после событий "бронзовой ночи" среди эстонцев увеличилось количество сторонников активного участия русских в общественной жизни и экономике, пишет "Северное побережье".

"В этом смысле шок от апрельской ночи повлиял позитивно, потому что пришло осознание проблемы. Большинство считает, что русские должны принимать большее участие в общественной жизни. Но в то же время, когда журналистам задается вопрос, почему они не приглашают русских в передачи на обсуждение проблем общества, они говорят, что нет людей, которые смогли бы свободно участвовать в дискуссиях на эстонском языке".

Профессор социальной коммуникации попросила учителей задуматься над тем, что нужно сделать для того, чтобы в каждом классе среди учеников имелись такие, кто смог бы активно участвовать в общественной жизни и был в этом заинтересован.

"Создавайте почаще ситуации, при которых русские и эстонские ученики, а также учителя смогли бы спорить между собой на эстонском языке. Не ради изучения языка, а ради того, чтобы они могли общаться друг с другом и посмотреть другому в глаза, — это и есть смысл интеграции. Надо создавать реальные контакты между разными национальностями и точками зрения".

Лауристин добавила, что у русской молодежи не должно возникать чувства отторжения.

Лауристин заметила, что через два месяца после апрельских событий был проведен опрос, в ходе которого пытались узнать мнение людей по поводу происходившего. Ответившие на русском языке во всем обвинили деятельность эстонского правительства. И у эстонцев на первом месте была деятельность правительства, но не Эстонии, а России. Также на одно из первых мест причин событий "бронзовой ночи" эстонцы поставили разное понимание истории, русские не особо придерживались этого мнения.

Лауристин вспомнила еще одно ранее проведенное исследование, в котором спрашивали о том, что же происходило 40 лет назад. Тех, кто ответил, что Эстония не была оккупирована, а добровольно вошла в состав Советского Союза, среди недавно закончивших школу было примерно столько же, сколько среди тех, кто ходил в школу в советское время. "Это вопрос не знаний, а политической идентичности ", — отметила Лауристин.

Но злую роль сыграли, по словам Лауристин, те таллиннские учителя, которые отвели учеников на Тоомпеа с лозунгами ""CCCP Forever": "Они стали для эстонцев символом".

Лауристин подтвердила, что в школе говорят одно, по российскому телевидению — другое, дома — третье, и учитель попадает в довольно беспомощное положение. Поэтому учителей надо обеспечить хорошими методическими пособиями и фильмами, а программа должна быть составлена так, чтобы при тех темах, которые требуют более глубокого погружения и диалога, это стало возможным, подчеркнула она.

Поделиться
Комментарии