15 членов Рийгикогу решили оспорить три решения Рийгикогу, принятые в декабре прошлого года - „Покрытие процентных расходов по кредиту Украины“, „Увеличение доли Эстонской Республики в Банке развития Совета Европы“ и „Предоставление государственной гарантии Европейскому инвестиционному банку на поддержку восстановления Украины“. Заявители посчитали, что Финансовая комиссия нарушила их право на реализацию своих полномочий, когда не рассмотрела некоторые поправки, внесенные фракцией EKRE, и не включила их в список поправок для второго чтения.

Коллегия по конституционному надзору Госсуда пояснила, что закон не позволяет членам Рийгикогу подавать жалобу на предполагаемое нарушение права предлагать поправки, оспаривая решение Рийгикогу с внешним влиянием, организационные решения Рийгикогу Рийгикогу с внутренним влиянием или решения подчиняющихся Рийгикогу ведомств.

Право вносить изменения в проекты решений Рийгикогу, которое определяется Конституцией, предоставлено самому Рийгикогу. В данном случае речь шла о решениях Рийгикогу, которыми Рийгикогу по предложению правительства решило взять на себя финансовые обязательства перед государством. Право предлагать поправки к таким законопроектам Конституцией не установлено.

Коллегия подчеркнула, что хотя Госсуд не компетентен разрешать внутрипарламентский спор о праве предлагать поправки на основании жалобы члена Рийгикогу, согласно действующему закону судебный контроль за тем, как Рийгикогу осуществляет соблюдение процедурных требований при принятии законов и решений, в том числе право на внесение изменений, гарантируется. Такой контроль может осуществляться либо на основании жалобы лица, права которого предположительно нарушены принятым решением, либо - в случае закона - в порядке абстрактного или конкретного нормативного контроля.

Коллегия Госсуда добавила, что предметом защиты в Госсуде не может быть злоупотребление правами, вытекающими из мандата члена Рийгикогу, которые выражаются в обширных обструкциях. По мнению коллегии, поправки, предложенные заявителями по данному делу, были осуществлены с целью парализовать работу Рийгикогу и обсуждение инициированных правительством законопроектов. Это подтверждается как количеством оспариваемых изменений, так и неискренним содержанием (например, сотни альтернативных предложений по изменению упомянутой в проекте суммы денег, которые отличались друг от друга всего на несколько евро).

Госсуд заявил, что права на внесение поправок заявители были лишены не полностью, а лишь в той части, которая превышала пределы терпимости большинства членов Рийгикогу.

Читайте RusDelfi там, где вам удобно. Подписывайтесь на нас в Facebook, Telegram, Instagram и даже в TikTok.

Поделиться
Комментарии