Это уже третье закрытие завода из-за ситуации на рынке за последние месяцы. Ситуация неожиданна для завода, ориентированного на работу на полную мощность 24/7. В предыдущие 16 лет объем продаж определялся объемом производства. В условиях конкурентной ситуации, изменившейся во время и после энергетического кризиса, завод не смог восстановить утраченные объемы продаж во второй половине 2022 года.

По словам члена правления Estonian Cell Сийри Лахе, решение было болезненным как для завода, так и для сотрудников, поскольку из-за высокой себестоимости продукция уже не настолько конкурентоспособна на внешних рынках, как раньше. „Мы находимся в ситуации, когда наши продажи ожидаемыми темпами не восстанавливаются“, — заявила Лахе.

Трудности у завода начались в августе прошлого года, когда цены на электроэнергию и газ многократно выросли. Существенный удар по конкурентоспособности завода был нанесен в ситуации, когда другие европейские страны оказали существенную поддержку отрасли во время энергетического кризиса. В прошлом году компания Estonian Cell заплатила за энергию в общей сложности более 44 миллионов евро, в то время как в докризисные годы такие затраты составляли порядка 17 миллионов евро. „К сожалению, мы потеряли несколько производств в условиях жесткой конкуренции, и невозможно восстановить их за несколько месяцев на глобально усложнившихся рынках“, — объяснила Лахе.

По словам Лахе, со стороны государства промышленность не ждет пособий, а только гарантии конкурентной среды. „Энергоемкая отрасль еще до энергетического кризиса находилась в неравной конкурентной ситуации. Так что до сегодняшнего дня мы ежегодно платили на 3-4 миллиона евро больше в виде платы за возобновляемую энергию и сетевой платы, чем в других европейских промышленно развитых странах, которые ценят древесину“.

В период энергетического кризиса однобокость конкурентной картины еще более усилилась. Лахе пояснила, что даже Швеция поддержала экспортеров во время энергетического кризиса, выделив в конце 2022 года 214 млн евро специально на поддержку энергоемкой отрасли.

Лахе подчеркивает, что конкурентоспособности эстонских предприятий можно способствовать и другими способами, помимо выплаты пособий, например, перекладывая плату за возобновляемую энергию с плеч всех потребителей на государственный бюджет. „Это сделала Финляндия, а недавно и Чехия. Это помогло бы всем жителям лучше справляться в условиях продолжающегося роста цен, а также оказало бы большую помощь энергоемкой промышленности, которая была отмечена как уязвимая группа почти во всех рекомендуемых мерах Европейского союза“, - сказала Лахе, добавив, что рекомендация установить налоговый потолок для возобновляемых источников энергии, по крайней мере для энергоемких отраслей, действует в Европейском союзе с 2014 года.

По словам Сийри Лахе, завод работает на долгосрочно растущих рынках. Таким образом, несмотря на остановку завода, останутся в силе планы развития Estonian Cell по увеличению производственной мощности завода до 200 000 тонн в год и запуску собственного нового решения по производству энергии на основе биоотходов не позднее 2026 года.

  • Оборот Estonian Cell в 2022 году составил 131 миллион евро.

  • Производимая древесная масса экспортируется на 100% в основном на европейские и в меньшей степени на азиатские рынки.

  • 97 сотрудников работают на заводе, но в производственной цепочке задействованы более 500 сотрудников.

  • Производственные процессы завода, запущенного в Кунда в 2006 году, на 100% автоматизированы.

  • По сравнению с экспортом бумажной древесины, завод увеличивает экспортную стоимость бумажной древесины в 5 раз, обеспечивая долгосрочное обращение низкокачественной осиновой бумажной древесины в древесную массу или возможность ее переработки в различных бумажные изделия.

Какое чувство вызвала у вас эта статья?

Радость
Удивление
Интерес
Никакое
Грусть
Злость
Поделиться
Комментарии