Как известно, в нашей стране и без всякого особого положения очереди к врачам-специалистам растягиваются на месяцы. Чтобы записаться на прием, порой нужно ”караулить” свободный номерок круглосуточно. Теперь же переносятся на неопределенный срок все визиты, кроме самых неотложных. И многие пациенты, рассчитывавшие в ближайшее время получить помощь врачей, теперь должны ждать у моря погоды. Не все согласны с таким положением дел.

Вот несколько комментариев людей, столкнувшихся с такой ситуацией:

”У моей мамы была онкология. Раз в полгода она проходит проверку. И вот визит отменен. Он не перенесен, а просто отменен. Говорят, звоните в мае, будут номерки на сентябрь. Значит, все те люди, у кого визит отменили, начнут звонить в мае, и номерков просто не будет, или будут на 2021 год. Заботятся о тех, кто в зоне риска, и сами же просто бросают людей на произвол судьбы”.

”Сестра беременна. Ей отменили первое, самое важное УЗИ первого триместра. Она в панике. Зато платно в частной клинике всё можно. Другого варианта нет”.

”У меня отменили операцию по удалению опухоли, вернее, перенесли на неопределённый срок. Доктор сказала, недели через 2 позвонят и скажут, когда будет операция. Пока выписали таблетки”.

”Непонятно, почему приемы к специалистам отменили. Я была записана к двум врачам и долго ждала визита, тут вдруг позвонили и отменили. Мы все равно контактируем между собой, выходим на лестничную площадку вынести ведро, выходим в магазин за продуктами, ездим в общественном транспорте, пусть и не каждый день. Видно, клятву Гиппократа у нас давала сфера обслуживания”.

”У двухлетнего ребенка температура шестой день и жуткий кашель, а семейный не принимает, у него карантин, ”пейте компотик”. Поехали в EMO, вот там медики все анализы сделали. Оказался вирус, воспаление лёгких и ушей”.

”Я четыре месяца ждала номерок, который караулила каждое утро на протяжении двух месяцев. Все понятно, что сейчас происходит. Но если отменили, будьте добры, запишите наши данные и, когда все стабилизируется, свяжитесь и назначьте новое время. Но нет, просто аннулировали и в хамской форме сказали, через два-три месяца звоните сами и ищите заново, а потом опять ждите. Если что-то не нравится, пишите начальству”.

Будущее не предопределено


Подобных ”сводок” люди пишут много. Есть люди, с пониманием относящиеся к подобным мерам предосторожности. Многие считают, что в данном случае лучше перенести все не самые срочные походы к врачам.

Однако когда ситуация стабилизируется и как быстро люди снова смогут приходить на приемы и лечение, пока никто не может предсказать.

”Сейчас совершенно невозможно предсказать, когда закончится чрезвычайное положение и когда снова будут проводиться отложенные приемы, операции и диагностические исследования. Регистрацию новых приемов временно приостановили именно по этой причине. Не-возможно сказать, каковы будут последствия кризиса для системы здравоохранения”, — отмечает пресс-секретарь Ляэне-Таллиннской центральной больницы Лийса Суба.

Она добавляет, что сейчас все внимание сконцентрировано на том, чтобы медики не заразились и смогли бы продолжать работу. От этого зависит готовность здравоохранения принимать пациентов как сейчас, так и после кризиса.

”Конкретные планы по продолжению лечения пациентов мы сможем делать, только когда ситуация будет под контролем”, — говорит Лийса Суба.

В Министерстве социальных дел не смогли дать ответа на вопрос, как после отмены чрезвычайного положения сложится ситуация с очередями к врачам и на плановое лечение.

”Мы не можем в сложившейся ситуации давать оценки”, — передала советник по прессе Анна Тислер.

Последствия ”обороны”


Кроме проблемы отмены визитов, случаются и казусы, когда из-за особых мер предосторожности врачи вольно или невольно игнорируют или недооценивают другие проблемы со здоровьем у пациентов, тем самым наносится и вред здоровью людей. Так случилось с 4-летней девочкой, у которой, по словам ее мамы Марии, из-за того, что педиатр вовремя не приняла маленькую пациентку, пропал слух.

”Я открыла больничный 9 марта, когда у дочки начался кашель и насморк. 10 марта мы сходили на прием к педиатру. Ничего серьезного не было. Лечились, как обычно — ингаляции, промывание носа и т. д. Через пару дней после этого как раз ввели чрезвычайное положение, и нас перестали пускать на прием”, — рассказывает Мария.

Тем временем, спустя еще пару дней, у девочки поднялась температура. Домашнее лечение не помогало, ей становилось хуже, но на прием к педиатру попасть не удавалось.

”18 марта уже была температура под 40. По телефону педиатр сказала, что для приема нет возможности, и анализы больница тоже делать не может, лаборатория закрыта. Врач выпи-сала антибиотик и сказала, что если к концу недели лучше не станет, надо начать их принимать. А на следующий день у дочки пошли кровавые сопли. Я снова позвонила педиатру, но ее уже не было на работе. Мне обещали, что она перезвонит на следующий день”, — продолжает Мария.

В ночь на 20 марта у девочки вдобавок ко всему начали болеть уши. Мария выкупила антибиотик, но не стала давать, ожидая звонка врача. Но врач так и не перезвонила. А когда Мария снова сама позвонила, педиатра опять не было на месте.

”Мне сказали, что у них по какой-то причине не было информации, что я просила врача связаться со мной. Они это никак не зафиксировали”, — вспоминает женщина.

Мария все же решила не давать ребенку антибиотик.

”Если бы он не помог, дальше сложно было бы понять, что делать. Ведь после антибиотика анализы крови были бы не информативны, — объясняет мама девочки. — Я продолжала давать жаропонижающее и болеутоляющее. Но в субботу утром дочка меня уже не слышала”.

Мария с девочкой сразу отправились в ”скорую”. Там девочке сделали анализы, которые по-казали сильное воспаление ушей. Ребенка положили под капельницу на внутривенное лечение. На момент общения журналиста с мамой девочки, 23 марта, малышка все еще ничего не слышала.

”Пока нет никакой динамики в лучшую сторону. До сих пор делают анализы, с момента госпитализации они не стали лучше. Маркер воспаления 76 при границе нормы в 5. Нас проверили на коронавирус и на грипп, все анализы отрицательные. Возможно, это был обычный вирус, который спровоцировал отит ушного канала из-за отсутствия правильного лечения”, — говорит Мария.

Персонал на взводе


Кроме проблем с невозможностью попасть к педиатру, Мария отметила и грубоватое отношение персонала в больнице.

”Когда мы пришли с дочкой сдавать анализы в лабораторию, зашли в кабинет, где была женщина то ли лаборант, то ли медсестра. Мы, видимо, были у нее далеко не первые в тот день. Она сразу с порога начала нам говорить ”Что вы все сюда претесь, дома вам не сидится, не надоело еще, сейчас мы проверим общий анализ и вас отправят домой” и все в таком духе. Но там действительно много людей, которые несутся в ”скорую” с первой соплей. По-этому персонал агрессивно реагирует”, — говорит Мария.

Она добавляет, что состояние дочки стабильно только благодаря лекарствам. Чтобы восстановился слух, нужна неделя или две.

Вполне вероятно, что подобных недосмотров может быть и больше по той причине, что за мощной спиной коронавируса все остальные болячки блекнут. Это, конечно, неверно. Но и винить кого-то тут не стоит. Врачи принимают вынужденные меры, чтобы обезопасить и нас — пациентов, и себя тоже. Кстати, уже на момент подготовки статьи появились первые новости о том, что на карантин отправлены порядка 90 сотрудников Северо-Эстонской региональной больницы. Соответственно, количество работающего персонала снизилось.

”Семейный” на связи


Что касается работы семейных врачей, то все они также откладывают плановые визиты, за исключением приема новорожденных и грудных детей.

”Мы понимаем, что у людей есть проблемы и кроме коронавируса. По возможности здоровым людям мы предлагаем время визита в утренние часы. Если на прием приходит заболевший человек, то, по возможности, после обеда. Врач обязательно должен надевать маску, перчатки и защитные очки во время приема”, — говорит семейный врач Александра Гаркуша.

Она также добавляет, что прогнозировать, что будет с очередями после отмены чрезвычайного положения, сейчас невозможно.

”Никто не может предположить, как долго продлится эта ситуация. Сейчас мы стараемся решить большинство проблем по телефону или э-мейлу”, — говорит семейный врач.

На вопрос, насколько эффективно такое ”онлайн” лечение и какова вероятность неверного диагноза и назначения неправильного лечения, врач отвечает, что при любых сомнениях пациента позовут на непосредственный прием в кабинет.

”Семейные врачи и до сих пор проводили консультации по телефону. При необходимости врач может попросить совета у специалиста с помощью э-консультации. А пациента, после оценки его состояния, позовут на прием и во время чрезвычайного положения”, — говорит Александра Гаркуша.

Поделиться
Комментарии