Статистика показывает, что в Эстонии увеличивается число онкологических заболеваний. Действительно ли больных становится больше или просто улучшаются методы диагностики?

Скажем так, что оно увеличивается не настолько, чтобы это вызывало беспокойство. Число первично заболевших раком в Эстонии в прошлом году было где-то около 7 тысяч человек. В мире на первом месте по заболеваемости раком стоит Дания — 326 случаев на 100 000 населения, в США 300 случаев, а в Эстонии получается 230 случаев. Из 59 развитых стран, по которым есть данные, мы находимся на 34-м месте.

Меняется сама структура заболевания. На первый план выходят опухоли желудочно-кишечного тракта. У мужчин увеличивается количество опухолей предстательной железы, рака легких. У женщин рак молочной железы всегда был на первом месте. Но, в общем, какого-то катастрофического повышения заболеваемости нет.

Лучше жить мы не стали — это миф

Почему количество заболевших растет, если качество самой жизни улучшается, люди следят за своим здоровьем, правильно питаются и т.д?

Если говорить в общем плане, то тот факт, что люди стали правильно питаться, — это заблуждение. Во-первых, местных эстонских продуктов мало. Во-вторых, качество продуктов ухудшается. Используются различные добавки и консерванты, генетически модифицированные продукты, фастфуд. Все это приводит как раз к тому, что меняется структура раковых заболеваний. Увеличивается количество опухолей прямой и толстой кишки, потому что именно там пища остается дольше всего. Поэтому говорить, что люди лучше питаются, ошибочно.

Серьезную роль играют вредные привычки: алкоголь, курение, наркотики. Мировая статистика доказывает, что чем меньше популяция курит, тем меньше заболеваемость раком. С этим не имеет смысла спорить. Хотя, конечно, конкретный человек может курить и не заболеть, а его некурящий сосед заболеет. Но статистика оперирует большими массами, а не конкретными людьми.

Кроме этого экология играет важную роль. Чем мы дышим, какую воду пьем. Где большая загазованность, большая концентрация тяжелых металлов, там и болезней больше.

А вот уровень самой жизни и онкология связаны опосредовано через знания и информированность, то есть более образованные люди могут больше черпать информации об этих заболеваниях, и лучше оценивать свое состояние. Они лучше знают, что делать и куда идти.

Так сейчас люди как раз больше стали узнавать об онкологических заболеваниях. Получается, что они и знают больше, и болеют чаще?

Люди знают больше, но болеют все равно столько, сколько болеют. Вопрос в том, чтобы заболевшие знали, что им делать, и вовремя пришли к врачу и получили адекватное лечение.

Опасный загар

Есть ли статистика заболеваемости по регионам Эстонии?

По регионам статистику мы не знаем. Хорошо, что в последние годы мы начали понимать статистику по стране. Какое-то время назад был провал относительно этой информации. Сейчас же мы имеем более-менее адекватную статистику онкологических заболеваний. Факт в том, что одной из причин злокачественных опухолей является возраст. Чем дольше люди живут, тем больше возникает случаев заболеваний злокачественными опухолями. Это объективный процесс, когда в развитых странах, где люди живут дольше, они и заболевают чаще.

В каком возрасте появляется риск возникновения рака?

Все зависит от формы рака. Если мы, например, говорим о раке кожи, то чем старше человек, тем больше риск. В основном им болеют люди старше 80 лет. У молодых рака кожи практически не бывает.

Чем отличается рак кожи от меланомы?

И то, и другое — злокачественные опухоли. Но возникают они из разных тканей и клеток. Рак кожи возникает на поверхностных тканях, то есть на самой коже. А меланома возникает из клеток, которые содержат меланин, то есть родинки и пигментные пятна. Это разные формы злокачественных опухолей. Они требуют разной диагностики, разного лечения, и прогноз для них разный.

А возникают они от солнца?

От солнца возникает скорее меланома. И это даже не совсем верно. В принципе, на вопрос, от чего возникает рак, ответа нет. Есть разные ситуации, которые способствуют возникновению рака. Но сами по себе они не являются причиной. Если мы говорим о том, что способствует раку кожи, то как я уже сказал, это возраст. Если мы говорим о том, что способствует меланоме — это солнечное излучение, солярий. Для белокожих людей, которые родились в северных широтах, солнечная нагрузка на кожу вредна.

Получается, что загорать совсем нельзя?

В принципе да, для нас это вредно. Но если загорать, то в наших широтах, максимум на Средиземном море. Южнее экватора уже противопоказано. Есть известный факт, что в Австралии среди переселенцев из Европы как раз меланома стоит на первом месте по количеству заболевших.

Привилегированные больные

Насколько хорошо в Эстонии развито лечение онкологии?

В Эстонии лучшее медицинское обслуживание на постсоветском пространстве. Не один я так считаю. А онкология в Эстонии считается привилегированным направлением. Больничная касса оплачивает все расходы по диагностике и лечению онкологических больных в полном объеме.

Где в Эстонии лечат онкобольных?

Специализированная онкологическая помощь концентрируется в двух учреждениях. Это Северо-Эстонская региональная больница и Клиника Тартуского университета. В них созданы все условия, есть многопрофильные отделения, здесь много врачей-специалистов, радиологическая служба, химиотерапия.

Каким образом происходит диагностика и лечение больных?

Когда пациент только начинает чувствовать, что с ним что-то не так, первый его путь лежит к семейному врачу. Семейных врач должен выслушать пациента, прощупать живот, предстательную железу, грудь (в зависимости от жалоб — прим. ред.). В результате такого осмотра в 75 процентах случаев можно поставить диагноз, или хотя бы определить, в каком направлении отправить человека на дальнейшее обследование.

Когда у врача возникает серьезное опасение за здоровье пациента, он пишет в направление ”cito” (сразу, немедленно — прим. ред.) и направляет к нам в поликлинику. Пациента принимают либо в тот же день, либо в течение 2-4 дней. Каких-то сумасшедших очередей у нас нет. Нашей регистратуре дан четкий приказ пациентов с подозрением на рак принимать сразу.

А как дальше проходит лечение?

Дальше уже зависит от заболевания. Собирается консилиум врачей, который принимает решение о лечении. Вообще в онкологии есть несколько методов лечения: хирургический, химиотерапевтический, радиологический, иммунологический. Теперь уже есть и биологический метод. На современном уровне делается комплексное лечение с применением нескольких методов. Очень редко применяется один вид лечения. Допустим, если есть маленькая опухоль желудка, и доказано, что она затронула только слизистую, тогда делается только хирургическое лечение. В 97 процентах таких случаев болезнь излечивается без следа. Если опухоль большая, то перед операцией предварительно делается химиотерапия или облучение.

Как химиотерапия влияет на организм в целом?

В конечном итоге она влияет хорошо, потому что вылечивает организм от опухоли. Но в процессе химиотерапии люди могут себя плохо чувствовать. Может быть тошнота, рвота, слабость, выпадение волос, зуд на коже. Но это неизбежная ситуация в лечении. Обычно химиотерапии подвергаются люди уже с запущенными стадиями болезни.

Если мы говорим, что рак — это возрастное заболевание, то почему он появляется у детей?

У детей он появляется редко. Рак возникает в результате мутации в наследственном материале. Это могут быть внешние причины или внутренние. Клетка начинает делиться не так, как должна. Эти изменения могут произойти сразу после рождения ребенка. Поэтому возникают и опухолевые болезни у детей.

Чем отличается лечение детей от взрослых?

По большому счету ничем. С детьми работать сложнее, но в медицинском плане лечение не отличается.

Допустим, человеку сделали операцию, удалили опухоль, а что дальше? Предлагаются ли пациентам в Эстонии какая-то реабилитация, или все ограничивается наблюдениями у семейного врача?

Есть система диспансерного наблюдения. Все больные, имевшие злокачественные опухоли, состоят на специальном учете до конца своей жизни. Их амбулаторные карты и истории болезни хранятся еще дольше. Есть специальный регистр злокачественных опухолей, как эстонский, так и международный и европейский. Эти больные регулярно проходят обследование всю свою жизнь. Первые три года они проверяются раз в четыре месяца, потом уже можно реже. Не все, конечно, ходят на проверку, но в принципе желательно раз в год делать обследование у семейного врача или у онколога. Первые три года пациенты обычно обследуются у того врача, кто делал операцию.

Получает ли врач какое-то поощрение от государства, если ему удается выявить рак на ранних стадиях у пациента?

Нет, это его работа.

Панацеи нет

Есть ли надежда найти в скором будущем лекарство от рака? Время от времени говорят о том, что вот-вот ученые что-то изобретут.

На современном уровне развития медицины панацеи от рака нет. Может ли она в принципе быть — это тоже вопрос без ответа.

А генетики ничего не изобретают?

Генетики пока не могут даже сказать, в чем состоит жизнь.

То есть надежды, что рак будет полностью излечим, нет?

Надежда умирает последней. Но на данном этапе развития медицины главное — это вовремя прийти к врачу, вовремя поставить диагноз и провести лечение. Тогда можно с большой долей вероятности сказать, что человек будет здоров. И таких людей, кто смог вылечиться, много. Просто они об этом не рассказывают. А СМИ обычно пишут о тех, кто не смог вылечиться.

Если затронуть тему альтернативных методов лечения рака, то в моем понимании их нет. Но если открыть тот же Google и набрать ”альтернативные методы лечения рака”, то их будет найдено больше, чем научных. Куча людей зарабатывают деньги, печатая книжки, как можно пить мочу и вылечится от рака. Но это ”развод” в чистом виде. Когда люди идут к бабке и пьют какую-то ерунду, они думают, что вылечатся. Но при этом теряют время, когда их можно реально вылечить.

То есть нетрадиционная медицина вообще не помогает?

Не помогает. Категорически. Я в этом абсолютно уверен и могу доказать.

Но ведь пишут о случаях, когда она помогает.

Все эти случаи не доказаны. Если кто-то пишет, что у него был рак и он его вылечил нетрадиционным способом, значит, у него рака не было. Была ошибка в диагнозе.

Непредсказуемая болезнь

Можно ли предсказать рак?

Сделать какой-то анализ и сказать, что у человека будет рак или не будет, нельзя. Но есть генетически заложенные заболевания. Допустим, рак молочной железы. Если он был у бабушки и у матери, то женщине обязательно нужно сделать генетический анализ.

А где его можно сделать?

У нас в больнице есть клинический генетик. Надо взять направление у семейного врача и записаться на прием. Идя на прием, надо знать, чем болели ваши предки. Если вы точно знаете, что никто не болел раком, то генетик вам не поможет.

То есть тогда заболевание предсказать невозможно?

Маловероятно, что у вас есть какие-то генетические изменения, связанные с этим фактором. Если же цепь заболеваний прослеживается, тогда можно сказать, насколько у человека большой риск заболеть раком. Есть наследственные заболевания, допустим, полипоз толстого кишечника, который можно предсказать. Тогда мы можем удалить сам кишечник на этапе, пока рака нет. И человек не заболеет.

Сдают ли в Эстонии кровь на онкомаркеры?

Сдают, конечно. Но они малоинформативные (для выявления болезни — прим. ред.). Онкомаркер может быть высоким при нераковом заболевании, и низким при раковом. Его используют в комплексе с другими методами, а также при контроле здоровья пациента после лечения. Если нет медицинских показателей, то сдавать анализ на онкомаркеры не имеет смысла.

Достаточно ли в Эстонии медикаментов и оборудования для лечения онкобольных?

Абсолютно. Как я уже сказал, у нас лучшая система оказания медицинской помощи.

Какой рак самый сложно диагностируемый?

Рак поджелудочной железы. Чаще всего он протекает бессимптомно и требует серьезной диагностики.

В каких случаях лечение рака не помогает?

Допустим, когда на фоне химиотерапии опухоль прогрессирует. Предсказать это в каждом отдельном случае невозможно.

Кому и на что проверяться

На какой рак вы бы советовали провериться? Допустим, молодым женщинам до 40 лет.

Я бы советовал следить за кожей (на наличие меланомы — прим. ред.). Не посещать солярий. Если есть пигментные пятна, то лучше вообще не загорать. Если родинки начинают чернеть, кровоточить, увеличиваются в размере, то это уже повод пойти к семейному врачу.

А если говорить о женщинах за 40?

Им надо проверяться на рак груди и шейки матки.

А женщинам за 60?

Им надо следить за своим самочувствием. Если возникают какие-то жалобы, то обращаться к врачу.

На что стоит провериться мужчинам?

Ну в 25 лет я бы не стал на что-либо проверяться. Меланома у мужчин бывает крайне редко. А уже с 40 лет можно регулярно проверяться на рак предстательной железы и, опять же, следить за самочувствием.

Каким образом проходит проверка?

Сдается анализ крови. Пришел, укололся, и всё.

Какое чувство вызвала у вас эта статья?

Радость
Удивление
Интерес
Никакое
Грусть
Злость
Поделиться
Комментарии