Кто есть кто

Совет ЦРК в феврале 2001 года был рожден "в пробирке" — как кусок для русскоговорящих участников "коалиции семи гномов". Подписывая это постановление, тогдашний мэр Юри Мыйз, наверно, и думать не думал, что создает рычажок укрепления власти. Мягко говоря — прохрюкал важность момента. Его тогда начали доставать центристы вотумами недоверия. Грубо говоря — недопонял важности в Таллине симпатий русскоговорящего населения.

Мыйз не вынес сраму и перед объявлением ему седьмого вотума сам подал в отставку, отдав бразды правления мэрией Тынису Пальтсу, который тогда не усидел и года.

Новая коалиция реформистов и центристов, пришедшая к управлению Таллином на гребне любви русскоязычного населения столицы к центристам, утвердила Совет ЦРК из 5 человек — Маргуса Алликмаа, Александра Белоусова, Владимира Вельмана, Эльмара Сеппа и Сергея Иванова. В соответствии с мыйзовским постановлением номер 36. Алликмаа, быть может, и не сняли бы, да он приостановил свое членство в Реформистской партии. Белоусов, Сепп и Вельман — центристы.

Новая коалиция — реформистов, республиканцев и народников  — оказалась куда дальновиднее руководства управы времен Большого Юри: ЦРК "зачищен" еще быстрее газеты "Столица".


Palts puhtaks

Кандидатуры утверждались на заседании правления таллинской коалиции. В Совет вошли: Сергей Иванов (депутат парламента от партии Реформ), Олег Ребане (старейшина Ласнамяэ от партии Res Publica), Алевтина Корнилова (директор Русской частной гимназии в Хааберсти, Res Publica), Михаил Лотман (член-заместитель Рийгикогу от партии Res Publica), Рейн Ланг, член Рийгикогу и столичного горсобрания от партии Реформ), Яна Кримпе (советница вице-мэра Владимира Маслова от Народной партии).

Рейна Ланга "женили" на ЦРК без его, Ланга, ведома. В момент назначения в Совет он находился в Австрии.


Слово — не воробей

Алевтина Корнилова сказала "МК-Эстонии", что она "никого не снимала, и когда поступило предложение войти в Совет, оно было принято с благодарностью". Недавно гимназия, созданная и возглавляемая Алевтиной Корниловой, отметила свое десятилетие.

 — Мое имя вписано в историю Эстонии золотыми буквами, — сообщила редакции г-жа директор. — Я дирижировала в 1972 году большими хорами на Певческом празднике, а в 1968 создала знаменитый хор "Радуга". А в политические тусовки я не вписываюсь. Мне незнакомо чувство страха — это рабское чувство. Я честна и самодостаточна, потому что у меня очень крепкие тылы — моя семья. А в Res Publica я недавно. Интеграция должна идти через культуру.

Осенью 2002 года имя Алевтины Корниловой было включено в списки ОНПЭ на муниципальных выборах по округу номер 1 в Хааберсти. Ясно, что пройти в горсобрание она не могла: впереди нее в списке стояли Анатолий Егоров, Альфрида Лийвак, Аркадий Присяжный и Юрий Поляков. Но имя Алевтины Корниловой было известно, так что ее поставили в список в качестве магнита для притягивания голосов.

В бытность свою куратором культуры в горуправе вице-мэр Рейн Ланг отказал музыкальной школе Алевтины Корниловой в дотации. Так же, по словам Корниловой, поступали и господа из ОНПЭ, входившие в правящую коалицию. Теперь в одну телегу впрягли "трепетного Ланга" и Алевтину Корнилову. Сработаются ли?

Два года назад в DELFI было опубликовано мнение под заголовком "Как растаскивали единый русский список". Это было за полтора месяца до выборов в горсобрание Таллина. Автор, Сергей Сергеев, писал, что несмотря на уговоры и посулы, остались верными своему выбору члены ОНПЭ Владимир Вайнгорт, Алевтина Корнилова , Сергей Юргенс и другие. "Какая мощная атака предпринималась, и какие суммы эстонские партии готовы были выложить, я знаю не понаслышке", — писал главный редактор Издательского дома "Вести" Сергей Сергеев 6 сентября 2002 года.


"Для всех русскоязычных наций"

Центристы стали привыкать к позе обиженных, и им это, кажется, даже начинает нравиться. Несмотря на то, что там народ крепкий, несмотря на то, что сами они, ничтоже сумняшеся, выкинули в свое время из Совета ЦРК прежних членов, Эльмар Сепп заявил, что центристы хотели вывести политику из ЦРК, а ее снова туда возвращают. "Наша цель была деполитизировать Русский центр, именно сделать его культурным центром не только для русских, но и для всех русскоязычных наций, которые живут в Эстонии",- так дословно заявил бывший председатель Совета ЦРК центрист Эльмар Сепп.

Смену Совета Эльмар Сепп обосновывает тем, что "Республика" очень нервничает. "Они боятся, чувствуют, что их популярность падает и падает, и они не знают, как спасать себя… Избиратель, он, извините, не тупой", — философски замечает Сепп.

Находившийся в Брюсселе Владимир Вельман сообщил по телефону Первому Балтийскому каналу: новая власть "чистит площадку еще активнее, чем в свое время "Исамаалийт", все это личные разборки с центристами".

Директор ЦРК Александр Ильин остается на своей должности, он считает самой интересной для себя фигурой в новом Совете фигуру Михаила Лотмана. "Я думаю, что раз наш в общем-то небольшой дом культуры поднят на такую высоту, что на него пусть даже в желтой газете ("МК-Эстонии". — А.И.), но претендует Татьяна Муравьева, то, значит, мы идем правильным путем, у нас все хорошо".

Мэр Таллина Тынис Пальтс, по словам Александра Ильина, не говорил ему , что собирается убирать нынешнего директора.

Олег Ребане, член нового состава Совета ЦРК, республиканец:

 — Про дальнейшую судьбу Ильина я ничего не могу сказать, ее будет решать Совет… Я — не против участвовать в жизни Совета, потому что там Русский культурный центр все-таки (правильно — "Центр русской культуры". — А.И.). Там есть много возможностей с национальными меньшинствами, потому что это все-таки муниципальное предприятие.

 — Как и почему вам предложили пост в Совете?

 — Трудно сказать… Я очень спокойно общаюсь на русском языке, наверное, это и есть решение. Было предложено не только Пальтсом, но и остальными членами партии. Был вопрос, ну, и я не отказался.


Краски, стены, потолки…

"Ветеран" Совета ЦРК Сергей Иванов рассматривает проблемы Центра с точки зрения практической.

 — В будущем году, — сказал Сергей "МК-Эстонии", — выделено на ремонт здания 5 миллионов крон. Слова Сависаара о 60 с лишним миллионах — утка, попытка разыграть "русскую карту". Есть сметы, планы на несколько лет. Где и как последовательно проводить реставрацию. А то все было спонтанно: то крышу перекрывать. То фасад или торец красить.

 — А что нужно, по-вашему, сделать в первую очередь?

 — Восстановить систему жизнеобеспечения здания. Реставрировать зал. Без этих составляющих дом не является культурным центром. Все руки не доходили, а ведь в зрительном зале нет потолка — это полотнище. Оно уникальное, но его ведь надо обновить, закрепить, может ведь и обвалиться. Сцена и зал должны быть приведены в порядок в первую очередь. Это стоит примерно 30 — 40 миллионов крон. Этим через Совет и будет заниматься горуправа.

 — Директор останется прежним?

 — Не надо Ильина менять, он справляется со своими обязанностями. Слухи о смене директора я слышал, но пока реформисты во власти, неосуществимо это. Дело даже не в "русскости" того, кого бы хотели поставить на место Ильина. Дело в профессионализме. То, что республиканцы хотят поставить кого-то своего, — в этом нет смысла. Дело долгое и трудное, оно не для тех, кто дергается туда-сюда. В общем — молодо-зелено…


Эпилог

Такова изнанка политики за 10 месяцев до местных выборов. Центристы перегруппировываются. Реформисты уверены в себе. Республиканцы очень уверены в себе на людях.

Поделиться
Комментарии