Верный способ уйти от налогов — платить за труд из рук в руки без какого-либо оформления работников. А нет человека в учете — нет и налоговой проблемы. Теневая экономика существует во многих странах, и везде тех, кто уходит от налогов на зарплату, называют ”налоговыми зайцами”. В Эстонии зона их обитания: общепит, мелкая торговля, строительство, транспортное обслуживание и другие сферы услуг, где вращаются наличные деньги.

”Подснежники” засохнут

По разным оценкам, в нашей теневой экономике происходит до 20% всех оплат за труд. Нечестная игра идет не только с государством. У получателей ”черных” выплат воруют пенсию; если вся зарплата ”черная” — у работника нет медицинской страховки; неучтенные выплаты уменьшают поступления в местные бюджеты, и без того еле сводящие концы с концами, и, наконец, фирмы, работающие по теневым схемам, нечестно конкурируют с фирмами, платящими налоги.

По всей этой теневой карусели 24 марта Рийгикогу нанес серьезный удар, приняв поправки к Закону о налогообложении, которые вводят в стране с 1 июля 2014 года новый ”Регистр труда”, куда надо будет заносить всех без исключения работников таким образом, чтобы перед первым появлением на рабочем месте данные о человеке уже были в регистре. То есть, если человек выходит первый раз на работу в 8:00 утра, в 7:59 того же утра данные о его работе в этой фирме уже должны быть в регистре.

Новый регистр сделает невозможными разговоры вроде того, что приведены в начале статьи, не только в строительстве, но и в общепите, в малой торговле и бытовом обслуживании. Правда, если интеллектуальный работник — это так называемый ”подснежник”, то есть корпит у себя дома, а деньги получает из рук в руки, то обнаружить его регистр не поможет. Потому многие специалисты предлагали вводить регистрацию по отдельным отраслям. Однако парламент решил устроить ”ковровое бомбометание”, применив средства массового учетного поражения.

Одним махом семерых побивахом

Практика покажет эффективность закона, но в целом он не вызывает отторжения, которого заслуживает второй мартовский закон, направленный на экономию средств Кассы по безработице.

Речь идет о радикальных изменениях в ”Законе о дотациях и услугах рынка труда”. По этому закону с 1 ноября 2014 года закрывается любая возможность регистрации в качестве безработного члена руководящего органа юридического лица.

Сейчас, например, действует норма, по которой можно стоять на учете в качестве безработного члену правления некоммерческой организации, получающему за эту работу менее половины минимальной месячной ставки (то есть менее 177,50 евро). Скажем, оставшиеся без работы люди могут получать — одновременно с пособием — мизерную сумму в правлениях квартирных товариществ, но с ноября окошко закрывается.

Хуже станет положение и тех, кто числится в правлении коммерческой структуры или зарегистрирован предпринимателем — физическим лицом, но никаких денег реально не получает. Сейчас они могут зарегистрироваться безработными. Но если эти люди не уйдут из правлений до 1 мая 2014 года, то с ноября вылетят из регистра безработных (если там находятся).

Великолепна мотивация такого решения, приведена в пояснительной записке правительства. Там сказано: ”Бесплатное руководство коммерческим объединением — свободная воля человека, если он согласился работать бесплатно, это вовсе не означает, что у него нет работы”. Средневековые софисты могут позавидовать.

А может быть, правительственные небожители действительно не понимают, что члены правлений, о которых пишут, работают без оплаты не из любви к управленческому труду, а из-за ужасающей бедности малого бизнеса, являющегося следствием массовой нищеты в стране? И люди создают фирмы, где один собственник, он же единственный член правления, он же единственный работник (пользуясь возможностью делать это без взноса в паевой капитал) на авось, в расчете на случай, на получение стартового пособия и т. п. Словом, не от хорошей жизни.

Это понятно из данных, приведенных в той же записке: ”На 30.04.2013 безработными числились 4433 человека, которые являются членами руководящих органов какого-нибудь юридического лица, не получающие при этом никакой оплаты. В записке приводятся и такие цифры: ”Если 80% из получателей пособий останутся руководителями коммерческих структур, число безработных снизится на 2000 человек. А если еще 60% из членов правлений НКО продолжат получать оплату (речь идет о 50% от ”минималки” — прим. автора), то число безработных снизится еще на 1000 человек. Итого — 3000 человек”.

Вытекающая из этих цифр перспектива улучшения статистики по безработице без каких-либо забот, думаю, стала решающей для принятия новой нормы. Между прочим, чтобы, будучи ”бесплатным” членом правления, зарегистрироваться безработным, надо было до того где-нибудь платить налог по безработице. А что станет теперь с теми деньгами? Их вернут? Закон молчит.

Там ли ищем решение?

Оба мартовских закона отражают ставший ныне популярным полицейский подход к решению сложных социально-экономических проблем. Может, сказывается дурной пример соседней России, где парламент называют ”взбесившимся принтером” за высокий темп принятия запретительных законов по любому поводу?

Попробуем взглянуть на обе проблемы, по которым приняты новые нормы, с точки зрения тех, кого должны ”прижать” законодательные поправки.

Быть налоговым ”зайцем” негоже. И кого-то, действительно, испугает санкция размером в 1300 евро за нерегистрацию работников. Но при нашей налоговой нагрузке на труд эти 1300 евро ”отбивается” при выплате ”черной” зарплаты в размере 1800 евро (скажем, трем работникам по 600 евро). Это же ненормально, что у нас налоги на труд составляют 74%!

Сегодняшняя Эстония, как средневековая Франция, разделена на ”податное сословие” (образуемое получателями зарплат, с которых берется подоходный налог — 21%, налог по безработице — 2,0%, да еще фирмы платят социальное страхование — 33 % и свою долю налога по безработице — 1,0%; и выходит суммарная налоговая нагрузка за 70% от размера брутто-выплат) и ”чистое сословие”, получающее финансовые и рентные доходы без налогообложения.

Все же в Европе налоговые системы уже давно строятся на принципах социальной справедливости, и в таком случае охота на ”зайцев” получает поддержку общества. А удар по бесплатным управленцам нанесен ниже пояса, и обществу он явно не понравится.

Поделиться
Комментарии