Впрочем, и в общежитиях, и на коммунальных кухнях, и в многоквартирных домах люди отравляют жизнь себе подобным не в качестве воздаяния за грехи и чаще всего не по своей вине.

Деньги — это главное

Недавно группой специалистов завершено исследование причин превращения наших товариществ в коммунальные кухни размером в многоэтажный дом. На основе анализа более двухсот публикаций в разных СМИ за последние два года и обработки множества писем проведена классификация действительных мотивов скандалов, когда товарищи делом доказывают, что ”соседа легче убить, чем переубедить”.

Классов причин товарищеских ”битв посерьезнее Полтавы” оказалось ровным счетом десять.

Первый, как легко догадаться, связан с деньгами. Вернее, с разным их количеством у квартирособственников, из-за чего (в соответствии с пословицей) гусь оказался свинье не товарищ. Богатые свиньи, если их большинство, не обращая внимания на протестующий гогот тонкошеих гусей, принимают решения об инвестициях в общую собственность, требующих от всех скидываться немалыми суммами либо брать немалые кредиты.

Правда, наши законы говорят, что одни собственники идеальных долей не должны диктовать другим собственникам свою волю, если за этим возникают существенные расходы. Закон о вещном праве установил, что ”дольщики обязаны обращаться друг с другом исходя из принципов добрососедства, избегая нанесения ущерба”.

Но сам по себе закон не работает. А право согласования проектов и выдачи разрешений на строительно-монтажные работы отдано местным властям, которые (по крайней мере, в Таллинне) руководствуются большевистским ”принципом демократического централизма”, для чего вместе с ходатайствами о выдаче разрешений требуют от товариществ протокол общего собрания с зафиксированной позицией большинства.

Более того, чиновники провоцируют товарищества на крупные расходы. Сейчас, например, принимаются ходатайства по городской программе ”Приведем в порядок фасады”. Город помогает деньгами товариществам, которые представят вместе с ходатайством ”выписку из решения общего собрания, содержащего решение о реновировании жилья… а также о кредите на реновацию многоквартирного дома”.

Никого в мэрии не интересует мнение меньшинства. Воистину, ”богатого, хоть дурака, всяк почитает”.

Богатый — как хочет, бедный — как может

Я много раз участвовал в обсуждении с чиновниками страшной цены их решений для бедных квартирособственников (вплоть до потери жилья за долги, возникающие из-за невозможности исполнять решение большинства о размере платежей в ремонтные фонды), и всякий раз собеседники пожимают плечами, мол, это их (малообеспеченных) проблемы… Точь-в-точь по еще одной поговорке: богатый — как хочет, а бедный — как может.

Однажды важная чиновница заметила: если учитывать мнение несогласных, ни один дом не реновируется. А насчет того, что тогда надо помогать бедным нести финансовую ношу, развела руками — это-де забота других инстанций.

Второй класс причин громких скандалов: автостоянки и заборы (скоро, наверное, дело дойдет до рвов с подъемными мостами). Здесь тоже центральная роль у городских властей. Инициируют скандалы несколько фирм, предлагающих услуги по организации стоянок и откровенно сообщающих, что согласие городской власти они обеспечат. И то правда, чиновники не желают учитывать мнение малообеспеченных жителей. А уж интересы неавтомобилизированных жильцов для них — просто пыль на ветру, и слова, что пешеходов надо любить, им явно не близки.

Я совсем не хочу сказать, что городская власть специально разжигает страсти. Просто она трезво оценивает электоральное соотношение в квартирных товариществах и занимает сторону большинства, оставляя за скобками интересы униженных и оскорбленных.

Мы все не ангелы

Следующий класс скандалов возникает между жильцами и председателями правлений, которых поддерживают различные союзы квартирных товариществ, в свою очередь поддерживаемые (в том числе материально) городскими властями.

В отдельные два класса выделены конфликты, где атакующей стороной выступают профессиональные склочники. Огонь здесь старательно раздувает печать, а также рыскающие в поисках заработка так называемые ”юристы”.

Надо быть девственно наивным, чтобы не понимать: люди становятся жертвами объективно существующих противоречий. И когда статьи, советы юристов и разных доброхотов (коим несть числа) заканчиваются рекомендацией идти в суд — неловко за авторов. Они должны знать, что в стране не только отсутствует конституционная норма о праве на жилье, но даже не ратифицированы статьи Европейской социальной хартии об удовлетворении права на жилье больных и бедных. Иначе считалось бы непорядочным поддерживать ”демократическое” решение вопросов на общих собраниях, если в результате этой демократии бедняки, пенсионеры, безработные, многодетные семьи не в состоянии оплачивать счета на жилье и теряют квартиры.

Еще один класс причин, вызывающих скандалы, связан с маркетинговым давлением на квартирособственников. Но об этом уже немало сказано. И, наконец, последний класс скандалов — возникающие из-за вороватости или неумении ладить с людьми домовых начальников. Но и здесь не нужны юристы и тем паче суды. Товарищи сумеют выстроить самооборону (рано или поздно). Если никто не станет в эти отношения лезть, как слон в посудную лавку.

В общем, системный анализ показал: скандалы квартирных товариществ рождены не межличностными отношениями, не тем, что квартирный вопрос испортил людей, а являются результатом созданной в стране крупной социально-экономической проблемы, существующей на государственном и на муниципальном уровнях.

И обсуждать надо способы, как разорвать эту сложнейшую квадратуру круга, созданную в девяностых годах, а не способствовать превращению многоэтажек в отделение ада, в меру собственного положения уподобляясь старушке, подбросившей охапку хвороста в костер, на котором сжигали Яна Гуса.

Поделиться
Комментарии