Я слушаю их рассказ, и у меня по щекам текут слезы. Если бы один из них вдруг не поменял свои планы, если бы у второго не пришла домой пораньше жена, если бы третий пошел по другому маршруту… Таких "если" очень много. Сложись все по-иному, опоздай хоть кто-нибудь на минуту, возможно, 6-летнего малыша сейчас не было бы в живых.

Коня на скаку остановит, в горящую избу войдет

В тот день Олеся Некрасова ждала в гости подругу, Маргит. Но, увидев, что за окном солнечная погода, Маргит позвонила ей и предложила пойти погулять. Договорились встретиться в Кадриорге, тем более что там очень нравилось гулять сыну Олеси, 5-летнему Даниэлю-Робину. "Около четырех часов мы уже собирались уходить из парка. И тут я увидела, что все птицы с пруда поднялись в воздух, и раздался крик", — говорит Олеся. Присмотревшись, она увидела метрах в десяти от берега дыру во льду, за край которой цеплялся один мальчик, а второй то уходил под воду, то снова оказывался на поверхности. Она предполагает, что они хотели дойти до домика посреди пруда, спустились с уголка возле солнечных часов и провалились.

"Я огляделась. Две женщины куда-то звонили, вероятно, в "скорую". Вокруг стояли еще люди, в том числе и мужчины, но никто ничего не предпринимал, — Олеся до сих пор находится в шоке от бездействия окружающих. — Я подбежала к одному велосипедисту и спросила: "Вы умеете плавать?". Он ответил, что нет. Глупый, конечно, вопрос, — улыбается Олеся, — потому что там воды было по грудь. Я медленно сняла кроссовки, куртку, все надеялась, что сейчас кто-нибудь смелый из мужчин бросится на помощь тонущим детям. Там стояло человек 20, но все просто смотрели, как тонут маленькие мальчики, хорошо, что еще попкорн при этом не ели!".

И тут Олеся увидела, что тот малыш, который то исчезал, то появлялся над водой, уже не шевелится. "У меня в голове что-то щелкнуло, и я просто рванула в воду. Почему-то всплыла цифра "3" — если за 3 минуты его не вытащить, то он уже не выживет. Наступаю на лед, он проваливается, я подползаю к следующему куску льда, залезаю на него, он снова проваливается. Подруга сказала, что у меня ушло около минуты, чтобы таким вот образом добраться до детей. Вода была, наверное, очень холодная, но холода я не чувствовала. Схватила того, кто уже не шевелился, в охапку, он уже фиолетовый, пена изо рта… И тут второй как закричит: "А кто меня спасет?". Беру и его под другую руку и пытаюсь идти к берегу. Но они очень тяжелые, и я кричу стоящим на берегу: "Помогите, кто-нибудь!" И тут бросается в воду мужчина, подхватывает детей и несет их на берег. Я кое-как доползаю до суши, но залезть уже не могу. Кто-то подтянул меня за джинсы, и я выбралась на берег. Пока откачивали ребенка, я просто лежала и ревела. Когда услышала, что он дышит, у меня камень с души свалился!".

Она говорит, что сын, которого все это время держала подруга, заплакал, когда ее увидел. "Мама, у тебя все руки в крови!" — сказал он. "Порезалась об лед, когда карабкалась", — показывает руки Олеся. Она говорит, что у нее и ноги все фиолетовые, и бок — но главное, что дети остались живы.

В экстремальных ситуациях включается "автомат"

"Я собирался встречать жену с работы, — говорит Константин. — Но в тот день она пришла пораньше, и мы решили пойти погулять с дочкой Аделиной. Подъезжаем уже к парку, и тут на дорогу выбегает велосипедист, машет руками, мол, останови машину. И спрашивает, есть ли у меня трос. Я у него интересуюсь, зачем ему трос, а он говорит, что там в пруду дети тонут. Я резко сворачиваю в неположенном месте и паркуюсь не по правилам. Мы с дочерью бежим к пруду, я по дороге скидываю куртку, часы, обувь. Вижу: стоит девушка посреди пруда с двумя детьми в руках и просит о помощи, один из детей кричит и брыкается. Насколько ледяная вода, я не почувствовал, перед глазами были только дети. Один из них был уже фиолетовый и не дышал. Вытаскиваю их на берег, тут подбегает другой мужчина, и мы начинаем делать ребенку массаж сердца и искусственное дыхание. Второй мальчик, как оказался на берегу, тут же убежал".

Константин говорит, что он не специалист в вопросах оживления, но в экстремальной ситуации мозг отключился, и он просто на автомате делал то, что надо. "Раз пять я ему дышал в рот, потом малыш задышал сам. Минуты две его откачивали", — говорит Константин. И когда ребенок ожил, как в голливудских фильмах, — сирены, мигалки, спасатели, "скорая", полиция. Константин говорит, что сразу же ушел домой, потому что был весь мокрый.

"Когда подошел к дочери, она смотрела на меня широко открытыми глазами и с широко открытым ртом, который закрывала ладошкой, — смеется Константин. — Я чуть не забыл в парке свои вещи, которые снимал по пути в воду. Переодевшись, мне все равно пришлось ехать снова в парк, потому что дочка канючила, что мы так и не погуляли".

Окружающие будто кино смотрели

Рамид Нифталиев в тот день тоже случайно оказался в парке. "Мы с другом Алексеем были недалеко от памятника, когда раздался крик, — говорит Рамид. — Но я не придал этому никакого значения: может быть, кто-то зовет знакомого. Когда я услышал крик Олеси, повернулся в сторону пруда и увидел, что там происходит что-то странное. Подбежал к воде, а тут Костя пытается выйти с детьми на берег. Достал одного из них за капюшон, перевернул вниз головой и начал трясти, чтобы вышла вода. Хотя по правилам так делать не стоит. Потом Костя взял ребенка за ноги, а я засунул ему два пальца в рот — чтобы извлечь рвотные массы и инородные тела. Изо рта хлынула грязная вода с кусками льда и снега. Мы положили его на спину и стали делать массаж сердца и искусственное дыхание: 5 нажимов, 1 вдох. Через какое-то время ребенок начал приходить в сознание, но не сразу, а рывками — когда у него первый раз задрожали веки, и он чуть было не открыл глаза, Костик закричал: "Ну, давай же, только что было!". Когда он, наконец, открыл глаза, приехали спасатели и скорая помощь".

Рамид говорит, что фактически любой может спасти другого человека, просто нужно не бояться проявлять инициативу, перебороть какие-то свои комплексы и сделать все, что можешь в этой ситуации. "Не хочу никого обвинять, но мне стыдно за мужчин, которые стояли и просто смотрели, как тонут дети. Эта хип-хоповская молодежь, которая жует жвачку, держится за руль своего велосипеда и смотрит на происходящее как на мультяшки, где никто не умрет. Человеческий стержень в современном обществе стал очень трухлявым", — говорит Рамид.

Он — медик по образованию. "Но даже если ты не на работе, в экстренной ситуации тебя тоже охватывает паника — ты один на один с проблемой, вокруг нет ни аппаратуры, ни помощников. Только подготовленный и натренированный человек мог спасти этих детей в одиночку. На наше счастье рядом оказалась смелая Олеся — сколько еще девушек прыгнули бы в воду? — и Константин, который сразу же сориентировался и бросился на помощь. Если бы Олеся не прыгнула в воду, мы бы потеряли ценные две минуты, и младшего откачать бы уже не удалось!".

Ни Олеся, ни Константин, ни Рамид не чувствуют себя героями. Они простые люди — безработная, охранник и физиотерапевт. Они бы очень хотели навестить мальчиков в больнице, но не знают ни имен, ни фамилий детей. Их родители так с ними не связывались.

А велосипедист, побоявшийся прыгнуть в воду, впоследствии написал на одном из порталов: "Урок, стыд на всю жизнь. Единственное, что сумел сделать — это остановить машину Константина и попросить о помощи. Горько и стыдно. Простите меня за мое малодушие и нерешительность, люди!".

Поделиться
Комментарии