Как известно, лечение зубов детям до 19 лет в нашей стране бесплатно уже давно. По крайней мере, в тех стоматологических клиниках, у которых заключен договор с Больничной кассой относительно этих услуг, а таких клиник большинство — 343 по всей Эстонии.

Взрослым же в общей массе приходилось полностью оплачивать лечение своих зубов. Исключения были только у некоторых льготных категорий населения.

Обещанного два года ждали

В 2015 году министр труда и здравоохранения Евгений Осиновский заявил, что правительство разрабатывает систему обеспечения всего взрослого населения страны доступной зубной помощью, и на эти цели в бюджете запланировано 12 млн евро дополнительных средств.

Система, которая разрабатывалась Министерством социальных дел, предполагала следующее: во‑ первых, компенсировать взрослым часть расходов на лечение; во‑ вторых, упростить пациентам порядок получения этой самой компенсации; в‑ третьих, взять под контроль цены на услуги зубных врачей, сделав их фиксированными, установленными Больничной кассой.

Казалось бы, для пациентов одни плюсы. Мало того, что деньги на лечение зубов будут немного сэкономлены, так еще и цены в клиниках сведут к единому знаменателю — хочешь отправляйся к врачу на другой конец города, а хочешь — на соседнюю улицу, цены равны.

”Начиная с 1 июля 2017 года лечение зубов совершеннолетними людьми компенсируется на сумму до 30 евро в год. При этом, в ходе одного визита пациент может воспользоваться компенсацией лишь наполовину, — комментирует руководитель отдела развития систем здоровья Министерства социальных дел Агрис Коппель. — Компенсация для получающих сейчас денежное возмещение лиц, а это пенсионеры по старости и нетрудоспособности, беременные, пожилые люди в возрасте от 63 лет и старше, мамы детей в возрасте до одного года и пациенты с повышенной необходимостью в зубоврачебной помощи, вырастет до 85 евро в год, и они смогут покрывать при помощи компенсации до 85% от суммы одного счета”.

Удобно и просто

По словам Коппель, человек может воспользоваться новой льготой непосредственно у зубного врача в случае, если для той или иной услуги действует новая компенсация. Выставляемый пациенту за лечение счет сразу сокращается на сумму, которую возмещает Больничная касса.

”Новая льгота удобна в использовании, поскольку пациенту не нужно отдельно представлять Больничной кассе заявление о компенсации расходов или какие-либо другие документы, — объясняет руководитель отдела развития систем здоровья Министерства социальных дел. — Право человека на получение компенсации и текущий лимит проверяется в момент попадания человека в клинику”.

Агрис Коппель добавляет, что для пожилых людей действует компенсация на зубные протезы в объеме 255,65 евро на три года. Сохранятся также и прежние льготы для детей и система неотложной помощи. Больничная касса оплачивает лечение зубов для всех застрахованных лиц в возрасте до 19 лет и неотложную помощь для всех застрахованных взрослых.

”Бесплатной зубоврачебной помощью или компенсацией на лечение зубов можно воспользоваться лишь в случае приведенных в перечне Больничной кассы услуг первой необходимости и в тех клиниках, которые заключили с Больничной кассой соответствующий договор”, — обращает внимание представитель Министерства социальных дел.

Цены раздора

И здесь начинается самое интересное. В регистре Департамента здоровья значится 547 юридических лиц, у которых есть разрешение на оказание услуг по лечению зубов. У некоторых юридических лиц одна клиника в Эстонии, у других же их несколько. То есть количество самих стоматологий еще больше. Однако лечить зубы с компенсацией можно не в любой из них, а только в тех, которые заключили договор с Больничной кассой на предоставление данной услуги. По состоянию на 21 июня таких договорных партнеров у Больничной кассы было 85, а это лишь около 15% от общего числа клиник.

Это значит, что если вы уже 10 лет ходите к одному врачу, а клиника, в которой он работает, не стала заключать договор с Больничной кассой на компенсацию лечения зубов для взрослых, то надо либо искать другую клинику, либо махнуть рукой на эти 30 евро и дальше ходить к проверенному специалисту.

”Решение о том, становиться ли партнером Больничной кассы, каждая клиника принимает сама. Больничная касса со своей стороны не ставит никаких ограничений. Мы надеемся, что большинство зубных врачей заинтересованы в заключении договоров, и верим, что они придадут врачам уверенности и помогут лучше планировать объем лечения и свои расходы”, — говорит руководитель отдела развития систем здоровья Министерства социальных дел Агрис Коппель.

Так почему же так мало клиник заинтересованы в заключении этого самого договора? Как оказалось, ответ прост — деньги. Дело в том, что компенсировать оказанную пациенту услугу Больничная касса будет не по расценкам клиники, а по своему прейскуранту, который должен быть един для всех клиник от Таллинна до Кивиыли. И эти расценки сильно отличаются от среднего уровня, в меньшую сторону. То есть клиника просто обязана снизить цены, чтобы работать по данному договору с Больничной кассой.

Экономия на всем

”Как известно, чтобы работать с Больничной кассой, клиники должны придерживаться установленных ею цен, а они с 1 января стали еще ниже. Мы предоставляли Больничной кассе данные о том, как сейчас функционирует стоматология, какие методы и материалы используются. На этой основе Больничная касса рассчитывала свои цены. И когда они были обнародованы, для нас это стало большим шоком, поскольку на пломбы, например, цены понизились на 25–30%”, — говорит член Эстонского союза стоматологов Катрин Метстак.

Она поясняет, что все стоматологические клиники Эстонии основаны на частном капитале и должны справляться своими силами. То есть клиники должны работать в прибыль, а не в убыток, так как никакого финансирования извне у них нет. А новые цены Больничной кассы делают это невыполнимой задачей. Чтобы работать по этим ценам, клиники должны будут экономить на всем, в том числе и на качестве, дабы как-то сводить концы с концами.

Нетрудно догадаться, что если все клиники будут работать по заниженным ценам, то это неизбежно может привести к тому, что выживут далеко не все. Какие-то кабинеты закроются, на остальные же перейдет вся нагрузка, и тогда попасть к стоматологу можно будет, как сейчас к врачу-специалисту — через пару-тройку месяцев либо за большие деньги. И к чему тогда компенсация?

”По заниженным ценам Больничной кассы мы лечим зубы детям. Но сейчас мы можем хоть как-то эти расходы компенсировать за счет лечения взрослых, — объясняет схему работы доктор Катрин Метстак. — Политики не думают о том, откуда врачи должны брать деньги на покрытие всех расходов. Если мы должны будем и взрослых лечить по заниженным ценам, каким образом мы будем это компенсировать? Придется либо взвинтить цены на остальные услуги, не включенные в перечень компенсаций, либо делать свою работу очень быстро, чтобы брать количеством. Но никто не хочет делать некачественную работу”.

Один на троих

Полгода Союз стоматологов пытался договориться с Больничной кассой, объяснял, что эти цены невероятно маленькие. Но переговоры так ни к чему и не привели.

”В установленных государством ценах на пломбы с 2003 года не учитывается сверление зуба. Там учитывается только матрица, которую ставят вокруг зуба, а все одноразовые материалы идут из расчета на трех пациентов. Это безумие! — возмущается практикующий зубной врач. — И заполнять мы должны только одну треть от пломбы, потому что Больничная касса больше не платит. Нормальную работу за эти деньги невозможно сделать”.

Катрин Метстак добавляет, что в большинстве своем у клиник, которые заключили договор с Больничной кассой, и были невысокие цены. Но дело в том, что, когда их врачи хотят пойти на курсы для повышения квалификации, то денег, скорее всего, нет. А если и есть деньги на курсы, так как врачам необходимо получать сертификаты и набирать баллы для лицензирования, то полученные знания они не смогут применить на практике, поскольку нет денег на более дорогостоящие материалы и новое оборудование.

Кроме того, чтобы пациент получил компенсацию в 30 евро за раз, его лечение должно быть на сумму от 60 евро. А такое, по словам доктора, с новыми расценками Больничной кассы маловероятно — попросту не наберется столько лечебных процедур. Не исключено, что для того, чтобы как-то компенсировать свои расходы, клиники будут по документам оказывать пациенту больше низкооплачиваемых услуг за раз, чем на самом деле.

”Мы считаем, что разумнее было бы компенсировать расходы непосредственно пациенту после лечения. Для этого совсем необязательно ходить куда-то с бумагами, у нас есть электронные системы, через которые мы обмениваемся данными с Больничной кассой. Тогда клиники смогут делать качественную работу, а пациенты получать лечение у тех врачей, к которым они привыкли. Ведь найти своего врача нелегко”, — резюмирует член Эстонского союза стоматологов.

Кроме того, есть мнение, что новая система изначально задумывалась как фикция, так как у Больничной кассы попросту нет средств. То есть обещание создать компенсацию формально выполнено, а ответственность за невозможность его исполнения можно возложить на нерадивые клиники, которые не хотят работать себе в убыток на благо народа. Больничная касса подобное заявление опровергла цифрами: для выплаты компенсаций из бюджета на второе полугодие 2017-го выделено 6 млн евро, на 2018-й год — 12 млн.

Крупные клиники против

С договорными партнерами Больничной кассы, к которым взрослые могут пойти лечиться, рассчитывая на компенсацию, можно ознакомиться на сайте ведомства. В большинстве своем это небольшие клиники, а то и просто частные кабинеты. У некоторых на сайте Krediidiinfo даже отсутствует информация о какой-либо финансовой деятельности за последний отчетный период. Вывод пусть каждый делает сам, но большинство крупных клиник, заработавших хорошую репутацию многолетним трудом, в этом списке не значатся.
Нет в нем, к примеру, Таллиннской стоматологической поликлиники, которая является крупнейшим в столице зубоврачебным учреждением, действующим с 1951 года.

”Наша клиника откладывает подписание договора с Больничной кассой по поводу компенсации для взрослых. Мы опираемся здесь на положение Союза стоматологов Эстонии о том, что при действующих сейчас расценках Больничной кассы на часть важных услуг для совершеннолетних невозможно оказывать качественную услугу лечения зубов и при этом соблюдать правила гигиены для кабинета стоматологии и требования к дезинфекции и стерилизации рабочих средств, — комментирует помощник руководителя SA Tallinna Hambapolikliinik Яаника Трейма. — Детям до 19 лет услуги стоматологии по-прежнему будут оказываться”.

Не заключила договор и другая крупная клиника, врачи которой работают в трех столичных районах города. Исполнительный директор Kaarli Hambapolikliinik Пирет Уудекюлль объясняет, что их клиника не может заключить с 1 июля 2017 года договор с Больничной кассой для предоставления компенсации на стоматологию для взрослых, так как с этим появятся обязательства предоставлять услуги по предельному уровню цен Больничной кассы. А обязанность оказывать услуги стоматологии по этим ценам не позволяет предоставлять их качественно.

”Расчет себестоимости услуги превышает сумму, оплачиваемую по прейскуранту Больничной кассы. Хотя в случае с детской стоматологией за качественные материалы мы доплачиваем сами, исходя из соображений социальной ответственности, доплата за лечение взрослых в рамках предвыборного обещания выходит за грани возможного, — поясняет Пирет Уудекюлль. — Если действующий прейскурант Больничной кассы изменится на прейскурант на основании затрат, то мы будем, конечно, готовы заключить договор о компенсации, оказывать по нему услуги лечения, а также быть опорой тем зубным врачам, которые сейчас вынуждены заключать этот договор, исходя из отношений собственников фирмы, субординации или надежды остаться на плаву и как-то справиться”.

Поделиться
Комментарии