— Стать мусульманином очень просто. Достаточно произнести формулу-шахаду в присутствии двух свидетелей, и ты уже раб Аллаха. На том же мусульманском сайте обряд можно провести онлайн. Набираешь свое имя, нажимаешь кнопку в графе "Я принимаю ислам", и тебе присылают подтверждение. Исламский богослов Али Вячеслав Полосин рассказывал про анекдотический случай, как один шутник назвался котом Васькой и получил поздравление по e-mail, что он теперь мусульманин и ему гарантирован рай.
— Дело, конечно, не только в простоте обряда и "комфортности" этой религии, лишенной столь сложной догматики, как христианство. Причины перехода в ислам самые разные. Например, человек живет в мусульманском окружении и не хочет чувствовать себя чужаком. Это своего рода ассимиляция. Часто на первый план выходит матримониальная причина. Чтобы жениться на мусульманке, надо принять ислам. Русские женщины, выходя замуж за мусульманина, часто переходят в религию мужа. Среди новообращенных мусульман они составляют большинство.

И есть немало людей, которые находятся в духовном поиске. Они постоянно меняют веру. Тот же Гейдар Джемаль, председатель Исламского комитета России, сначала был неверующим, потом жестким оккультистом и, наконец, стал исповедовать некую самосочиненную модификацию ислама. У меня есть знакомая, которая 10 лет была ярой буддисткой, брилась наголо и ездила в Гималаи, а потом стала не менее ревностной католичкой. Не удивлюсь, если однажды она примет ислам. Многие люди, принявшие ислам таким образом, и дальше занимаются богоискательством, уходя из этой религии. Но одна из главных причин — протестные настроения. Поэтому среди этой категории немало нацболов, скинхедов и даже бендеровцев.

— В мусульманских источниках приводятся данные, будто сегодня тысячи этнических русских становятся мусульманами. Один из идеологов Национальной организации русских мусульман говорит даже о "чисто русских мусульманских семьях".
— Необычность ситуации в том, что большинство новообращенных приходит не в традиционный ислам, а в исламские секты радикального толка. По моим данным, около 6 тысяч славян приняли ислам за последние 20 лет. Это очень мало. Давайте для сравнения укажем численность иеговистов-славян — их сегодня за 100 тысяч. Я уж не говорю о буддистах и язычниках, у которых счет новообращенных членов идет на десятки тысяч. В этом плане ислам — полный аутсайдер.

— В то же время немало мусульман принимают сегодня православие.
— Число этнических мусульман, перешедших в православие, составляет полтора миллиона человек. До страшного теракта в Беслане этот город был мусульманским, а теперь в нем большинство причисляет себя к православным христианам. Один процент членов Церкви в России — этнические мусульмане. Около 400 православных священников в России — тоже этнические мусульмане, среди которых есть даже чеченцы и индонезийцы. Но эти люди пришли к православию не из-за ненависти к исламу, а из любви к христианству.

— Традиционные мусульмане относятся к новообращенным русским собратьям с опаской.
— Потому что они приходят в ислам, как правило, не для того, чтобы нести людям мир. Это народ очень скандальный и склонный к экстремизму. В 2004 году наиболее активные новообращенные создали Национальную организацию русских мусульман (НОРМ), в которой этнических русских оказалось меньше половины. Через пару лет эта организация раскололась на шиитское и ваххабитское крыло, и внутри этих крыльев продолжается решительное размежевание.

Более двухсот новообращенных находятся под следствием, в розыске или местах заключения за участие в бандформированиях, подготовку терактов и разжигание межнациональной вражды. Это позволяет считать русских мусульман самой криминализированной этноконфессиональной группой в стране.

— Есть ли русские мусульмане, готовые стать "шахидами"?
— Смертников среди них не так много, хотя они оптимально для этого подходят. Прежде всего славянской внешностью. Они стремятся занять руководящие посты, становятся террористической элитой. Те же Косолапов и Бурятский не были рядовыми членами банд. Кстати, свое первичное обучение Саид Бурятский проходил в медресе "Расул Акрам" сопредседателя Совета муфтиев России Нафигуллы Аширова, после чего приличное время работал у генерального секретаря той же организации Мухаммада Биджиева-Карачая.

— Православные и мусульмане веками жили в мире. А сегодня мы часто наблюдаем непримиримую вражду.
— Это связано с мутацией ислама, появлением и развитием сект. Раньше их было намного меньше, хотя и тогда существовали секты, призывающие резать русских и православных. Традиционный ислам оказался не способен эффективно сопротивляться болезни под названием "ваххабизм". Ваххабиты перестраивают ислам под себя. Они хотят монополизировать право выступать от имени ислама. Традиционные мусульмане им мешают. Ваххабиты убили не меньше 50 имамов и муфтиев и как минимум шесть православных священников.

Полная версия интервью — в еженедельнике "МК-Эстония".

Поделиться
Комментарии