Доктор экономических наук Владимир Вайнгорт в номере "МК-Эстонии" от 11 марта опубликовал статью под названием "Национально озабоченный союз", после прочтения которого у неподготовленного читателя наверняка подскочит давление и зашкалит возмущение. Думается, автор сильно исказил действительность и ввел читателей в заблуждение не по злому умыслу, а по незнанию.

Поводом для публикации стала инициированная EMSL и профинансированная фондом Целевой капитал гражданского общества (KÜSK) "Менторская программа развития русскоязычных НКО".

В своем тексте В.Вайнгорт отвел Союзу некоммерческих организаций и фондов Эстонии, действующему с 1996 года, роль злобного русофоба. "Позицию" последнего в отношении русскоязычных НКО автор иллюстрирует эпитетами собственного сочинения: "по определению второразрядные", "неумехи", "вечно вторые" и т.п. В связи с этим особенно колоритно звучит финальный вопрос автора: "Очень хочется знать, почему две общественные структуры (EMSL и KÜSK — Т.Л.) сочли возможным походя оскорбить добрую треть населения страны?". Что тут скажешь, г-н Вайнгорт, Вы придумали, а нам отвечать? Но Ваше открытое обращение определенно нуждается в комментариях.

Злобный ментор-русофоб

Начнем с менторства как такового. Ментор — это человек, обладающий опытом в определенной сфере и готовый поделиться знаниями с партнером, а не лицо коренной национальности. Менторские программы для НКО и предприятий в Эстонии — явление достаточно распространенное. Фонд развития предпринимательства (EAS), например, проводит такие программы уже много лет, но ни одно русскоязычное НКО до сих пор не принимало в них участие на базе EAS. Продвигает менторские программы для НКО и KÜSK.

Идея "Менторской программы развития для русскоязычных НКО" появилась по просьбе самих русскоязычных НКО. Письмо с информацией о проекте было разослано не "городу и миру", как утверждает автор, а конкретным адресатам.

"Русофоб" EMSL два года назад, желая лучше информировать русскоязычные НКО, получил финансовую поддержку для еженедельной новостной рассылки на русском языке. Спонсором выступили Европейский союз, Европейский фонд интеграции граждан третьих стран, Министерство культуры и Фонд интеграции и миграции "Наши люди".

С тех пор все желающие быть в курсе новостей о различных конкурсах проектов, обучениях, мероприятиях, а также пульса гражданского общества Эстонии и деятельности самого EMSL могут удовлетворять свое любопытство и присылать взамен свои новости и объявления. Подписаться на рассылку можно на сайте www.ngo.ee.

Среди подписчиков регулярно проводятся опросы, чтобы выяснить потребности и пожелания. Последний опрос и показал, что многие организации желают расширить круг знакомств, познакомиться с работающими в тех же сферах эстоноязычными объединениями и пополнить багаж знаний, но уже существующие менторские программы их не устраивают.

Ты почто фамилией не вышел?

Основные цели специальной пилотной "Менторской программы" EMSL: помочь ЖЕЛАЮЩИМ в развитии их НКО, знакомстве с деятельностью эстоноязычных партнерских организаций, а также способствовать сотрудничеству и появлению большего числа совместных проектов в интересах всего нашего общества.

Отбор участников происходит НЕ на основании CV с неэстонскими фамилиями, а на основании заполненной заявки участника, его мотивации. CV мы тоже просили приложить, чтобы получить представление об уже пройденных кандидатами обучениях.

Являются ли "априори отстающими некоммерческие организации, которыми руководят т.н. "русские" лидеры"? Автор, по-видимому, сторонник резких контрастов — где же в описании программы или на сайте EMSL русскоязычным НКО дается такая оценка? К тому же, как же можно рассматривать русскоязычные НКО как неделимое целое? Есть начинающие, есть продолжающие, есть те, кто организуют свои собственные обучения для начинающих и дадут фору многим эстоноязычным.

Опросы подписчиков вестника EMSL показывают, что русскоязычные НКО испытывают больше трудностей с получением финансирования на свои проекты, чем их эстоноязычные коллеги. Основные причины: нехватка информации о всевозможных конкурсах, недостаточные знания о том, как составлять проекты, и незнание того, что в выбранной деятельности делают партнеры. В последние годы ситуация улучшается, и, по данным того же KÜSK, финансируемого из государственного бюджета, в их конкурсах стало участвовать гораздо больше русскоязычных НКО. Такая же тенденция прослеживается и в других фондах, о которых в том числе и с помощью рассылки EMSL теперь знает больше людей.

Знание — сила

Г-н Вайнгорт называет направленный на повышение конкурентоспособности русскоязычных НКО проект "явной грубой националистической схемой". Очевидно, ему неизвестно, что происходит в третьем секторе страны, какие еще проекты и курсы существуют, а также — внимание — неизвестно, что в Эстонии различные полезные обучения регулярно проводятся и на русском языке и очень часто бесплатно. Занимаются организацией таких мероприятий уездные центры развития, фонды типа того же KÜSK или Фонда открытой Эстонии, EMSL и другие учреждения. И снова — обо всем этом на сайте EMSL написано на двух языках.

"Неужели нашлось 13 руководителей "русскоязычных" НКО, которые согласились признать собственную ущербность и потребность в менторе-эстонце?" Активные представители НКО, а не только руководители, желающие познакомиться с эстоноязычными коллегами, пройти предлагаемые в рамках программы обучения и получить ответы на конкретные вопросы, нашлись. Очень жаль, что стремление к развитию г-н Вайнгорт считает ущербностью, а в людях, которые (и это третий вопрос) готовы за ноль евро делиться знаниями, видит прежде всего национальность. Поиск менторов ведется на основании мотивации, опыта, а пары будут формироваться на основании взаимной симпатии и общих тем.

Ув. г-н Вайнгорт и читатели! Призываю вас к здравомыслию и отказа от усиленного поиска врагов. Давайте больше общаться и находить в себе силы думать друг о друге чуточку лучше. Нас тут мало, нужно друг друга беречь!

Поделиться
Комментарии