Михаилу (здесь и далее имена героев повествования изменены — прим. ред.) сейчас 23 года, с 18 лет он борется с медкомиссией, не желая служить в армии. Причем далеко не всегда причину приходилось выдумывать.

Так, перед медкомиссией Михаил играл в футбол и порвал связки на левой ноге. Выяснилось, что это разрыв крестовидной связки, назначили операцию.

”Мне решили вначале дать полгода отсрочки, но я начал убеждать членов медкомиссии, что за полгода, может, даже от костылей еще не избавлюсь”, — продолжает Михаил.

”Когда я снова пришел на медосмотр, то мне сказали, что я еще не прошел психиатра, — вспоминает Михаил. — Там меня спросили, обращался ли я раньше к психиатру. Обращался — лет 7 назад было очень сотрясение мозга. Тут врач заметила, что я как-то странно моргаю. Я сказал, что у меня это уже лет 7. После чего она достала огромную энциклопедию и начала что-то искать”.

По словам Михаила, в результате недолгих поисков психиатр нашла нужную страницу и произнесла: ”Ага, вот же он, твой случай. Полностью не годен”. Михаил даже запаниковал, опасаясь диагноза ”психически не устойчив”. Но врач успокоила его, сказав, что это не поставит крест на нормальной жизни.

”МК-Эстония” поинтересовалась в Департаменте оборонных ресурсов, насколько тщательно они делают медицинский осмотр призывников, на что нам ответили: ”Мы проводим оценку здоровья в мельчайших подробностях, согласно всем требованиям государства”.

На практике встречаются случаи, когда призывник получает отсрочку на определенное время, а затем приходит и требует еще одну отсрочку, но уже по другой причине.

У Игоря были проблемы в делах сугубо личных, не со здоровьем, и он решил, что ему нужно получить годик отсрочки, чтобы во всем разобраться. Он не понаслышке знал про одного невропатолога, работающего в одной из таллиннских больниц, который был готов выписать справку о мигрени, если человек называл ему парочку диагнозов из Википедии и заявлял, что постоянно употребляет лекарства от головы.

Надо отметить, что по закону за периодическую головную боль можно получить полгода отсрочки, а если у вас наблюдается мигрень — то целый год. Поясняют это так: время на лечение.

Другой молодой человек по имени Сергей услышал от медкомиссии, что он слишком худой. Врачи выдали ему отсрочку на два года, сказав примерно следующее: ”Вот тебе 2 года на то, чтобы набрать вес”.

Александр пришел на свою первую медкомиссию с очень большим желанием не идти в армию и начал рассказывать душещипательную историю о том, как девушка его бросила, что друзей у него никогда не было, что все его используют, родители вечно ссорятся, да и вообще, его жизнь — это одно больше недоразумение.

Выслушав это, психиатр дала два года отсрочки. Департамент оборонных ресурсов комментирует эту ситуацию следующим образом: ”В зависимости от тяжести диагноза мы действительно можем дать призывнику время, чтобы прийти в себя. Или, если проблема очень серьезная, направить его на лечение”.

Наш следующий герой не ”косил”, его проблема действительно была серьезной. ”Весна для меня — самое тяжелое время, — рассказывает Дмитрий. — Когда все начинает расцветать, я прячусь от улицы, пыльца — мой злейший враг. Даже дома приходится делать уборку чуть ли не каждый день, потому что от пыли я начинаю задыхаться”.

”Мы готовим отдельные рационы для аллергиков уже довольное долгое время, также есть специальные рационы для мусульман и вегетарианцев, — рассказывает Катрин Синикас, заведующая отделом питания центра логистики Сил обороны. — Сложности могут быть лишь с человеком, которому постоянно надо принимать какие-то препараты, помимо особой диеты”.

Алексей (имя изменено), чтобы не служить в армии, женился по расчету. Причем пикантность ситуации заключалась в том, что женился он на лучшей подруге… своей девушки! Объяснялось все просто: сам по себе брак поводом для отсрочки не является. Другое дело, если на иждивении находится маленький ребенок. Заводить детей в планы Алексея и его девушки не входило, зато у той самой подруги, матери-одиночки, был годовалый сын.

Есть еще один, наверное, самый нереальный способ ”закосить”. Согласно закону, призывник, который баллотируется в местное собрание, в Рийгикогу или в Европейский парламент, имеет право на отсрочку от прохождения срочной службы.

Например, у нас в парламенте есть депутат-реформист Калле Паллинг. Впервые избран он туда был 22 лет от роду. Потом были еще одни выборы, и Паллинг опять стал членом Рийгикогу. В феврале будущего года ему исполнится 28 — таким образом, вот он, тот самый случай, когда человек не служил в армии, воспользовавшись редкой возможностью получить официальную отсрочку.

По религиозным или моральным соображениям можно отправиться на так называемую альтернативную службу. Правда, она длиннее — если в армии в зависимости от рода войск и характера обучения служат 8-11 месяцев, то альтернативная служба длится ровно год.

Статья целиком — в еженедельнике ”МК-Эстония”.

Поделиться
Комментарии