"В моей практике было как минимум два случая, когда постановления местных органов признавались незаконными, — рассказывает Русаков. — В 2003 году в Таллинне был установлен запрет на прием в детские сады иногородних детей. Это мотивировалось тем, что местные самоуправления, в которых эти дети зарегистрированы, не перечисляют Таллинну деньги за своих детей. Очевидно, что это было неравным обращением по отношению к детям на основании их места жительства. Исходя из этого, канцлер права признал постановление противоречащим Конституции, и оно было отменено".

Еще дальше, как говорит юрист, пошли в Палдиски. Там горуправа установила две очереди приема в эстонский детский сад. В первую очередь попали эстонские дети, во вторую очередь неэстонские, если оставались свободные места. Центр информации по правам человека обратил на это внимание все того же канцлера права, и этот порядок был признан дискриминационным и отменен.

"Точно так же частенько признают антикоституционными положения законов. У многих на памяти, как признали незаконным наделять частную фирму правом проверять билеты в общественном транспорте, — продолжает Русаков. — А в старом Законе о трудовом договоре было положение позволяющего уволить работника только за то, что он достиг пенсионного возраста. Позже оно также было признано дискриминационным".

Что происходит с эстонскими законами, противоречащими нормам ЕС? Это, по словам юриста, зависит от самой нормы.

"Есть нормы ЕС прямого действия (постановления). Они должны исполняться сразу и безоговорочно. Например, раньше лишали эстонкой пенсии тех, кто уезжает из Эстонии. Благодаря соответствующему Постановлению ЕС эта практика была прекращена. Теперь человек может жить в любом государстве ЕС и получать пенсию от всех государств ЕС, где у него есть трудовой стаж. При том что внутреннее эстонское законодательство осталось неизменным. Там по-прежнему написано: хочешь получать пенсию — живи в Эстонии", — приводит пример юрист.

Поделиться
Комментарии