30 марта года Верховный Совет Эстонской ССР принял Постановление ”О государственном статусе Эстонии”. В нем сообщалось, что Верховный Совет Эстонской ССР утверждает, что оккупация Эстонской Республики Союзом ССР 17 июня 1940 года не прервала существование Эстонской Республики де-юре: территория Эстонской Республики является оккупированной до настоящего времени. В том же постановлении государственная власть СССР в Эстонии была признана незаконной с момента ее установления.

Такой вот парадокс. ”Коллаборационисты” публично заявили о своей нелегитимности. После этого депутаты должны были с криками разбежаться или объявить себя дискуссионным кубом. Если это не верховный орган республики, а клуб по интересам, то чего стоит выданное им постановление? Несмотря на все эти несуразности ”местные представители оккупационных властей” переименовали Эстонскую ССР в Эстонскую Республику, и был объявлен так называемый ”континуитет”, то есть ”продолжение” Первой Эстонской Республики (1920-1940). Соответственно люди, ”понаехавшие” в Эстонию с 1940 по 1990 год, а равно и их потомки, были признаны историческим недоразумением и лишены гражданских прав и эстонского гражданства.

Но, как справедливо заметил наш президент, ”закон для человека, а не человек для закона”. Из этого следует, что любые законоположения могут быть изменены по воле человеческой. И эта воля даже была проявлена. 12 января 1991 года в Москве был заключен Договор об основах межгосударственных отношений РСФСР и ЭР (вступил в силу 14 января 1992 года).

Ч. 1 ст. 3 этого Договора предусматривала, что РСФСР и ЭР берут на себя взаимные обязательства гарантировать лицам, живущим на момент подписания настоящего Договора на территориях РСФСР и ЭР и являющимся ныне гражданами СССР, право сохранить или получить гражданство России или Эстонии в соответствии с их свободным волеизъявлением.

Эстония известна своей избирательностью в исполнении международных договоров. Как правило, они исполняются частично и только в тех частях, которые устраивают правящий режим. Не стал исключением и Договор 1991 года. Вместо свободного волеизъявления мы получили достаточно сложную и не менее унизительную процедуру натурализации.

Ограничение в правах

Неграждане (как и граждане государств, не входящих в ЕС) имеют ограничения по заниманию ряда должностей. В частности негражданин не имеет права быть:

- чиновником, как государственным, так и муниципальным,
- членом политической партии,
- нотариусом,
- судебным исполнителем,
- присяжным переводчиком,
- патентным поверенным,
- капитаном порта,
- капитаном эстонского судна,
- оператором центра управления судоходством,
- лицом, чьи рабочие обязанности связаны с авиационной безопасностью,
- предпринимателем — физическим лицом, оказывающим охранные услуги, руководителем охраны или руководителем службы внутренней охраны.

Помимо этого лица без гражданства (и граждане государств, не входящих в ЕС) не имеют права:
- голосовать на выборах в парламент Эстонии,
- быть депутатом как парламента Эстонии, так и волостных (городских) советов,
- считаться национальным меньшинством и пользоваться вытекающими из этого статуса правами,
- участвовать в работе органов национальной культурной автономии,
- приобретать недвижимость на приграничных территориях.

Уменьшение числа апатридов

В 1992 году гражданство Эстонии имело лишь 68% населения Эстонии (из них около 90% были эстонцами). Остальные 32% были лицами без гражданства.

За прошедшие 20 лет примерно половина живущих в Эстонии апатридов приняла эстонское гражданство, около 30% — гражданство других государств (преимущественно российское).

Так, на 1 ноября 2013 года в Эстонии проживало уже около 90 тысяч лиц без гражданства. Около 125 тысяч постоянных жителей Эстонии являются гражданами иностранных государств, преимущественно гражданами России (93 тысячи).

Таким образом, за 20 лет удельный вес лиц, не имеющих эстонское гражданство, снизился всего вдвое и сейчас составляет около 16% населения Эстонии. Всего неэстонского населения в Эстонии 30%.

Последние 10 лет количество лиц без гражданства снижается в основном за счет естественной убыли, то есть постепенного вымирания.

Что делать?

Кто виноват, мы уже поняли. Осталось выяснить, что делать? Международные структуры (Комитет ООН по ликвидации расовой дискриминации, Европейская комиссия по борьбе с расизмом и нетерпимостью и другие) неоднократно давали рекомендации Эстонии ускорить процесс натурализации неграждан.

Страхи о том, что получившие право избирать и избираться в парламент русские повредят независимости Эстонии, проходят, как и надежда на то, что не получившие эстонского гражданства уедут в Россию. Кто хотел и мог, уже уехали. Русские партии, несмотря на их лояльность эстонскому государству, ликвидированы.

В сложившейся ситуации уже ничто не мешает какой-нибудь оппозиционной партии включить в свою предвыборную программу на парламентских выборах так называемый ”нулевой вариант” гражданства, когда оно, например, автоматически предоставляется всем ”серопаспортникам”. Ошибки прошлого надо исправлять. Лучше поздно, чем никогда.

Поделиться
Комментарии