XIII Международный экономический форум в Санкт-Петербурге проходил не только в условиях глубокого экономического кризиса, но и при отвратительных погодных условиях — непрекращающийся проливной дождь и шквальный ветер. Словом, свой порядковый номер форум оправдал, а также вызвал негативную реакцию практически всех жителей города на Неве.

"Сидели бы в Москве и там проводили свои форумы!" — это самое приличное высказывание в отношении прошедшего мероприятия. И людей можно понять. Выставочный комплекс "ЛенЭкспо" и прилегающие к нему улицы вместе с жилыми домами и магазинами стали настоящей зоной бедствия. Магазины закрыли, детям запретили играть в песочницах, а взрослым рекомендовали без особой на то нужды из домов не выходить. А если уж вышел, то войти назад можно было лишь через строго определенные проходы и при обязательном предъявлении паспорта.

Центр города и дороги, ведущие к "ЛенЭкспо", перекрывались почти ежеминутно — по ним проносились машины с мигалками. Милиционеры днями и ночами стояли на расстоянии десяти метров друг от друга, а кое-где усиливались омоновцами с дубинками. Интересно, что, как говорили питерцы, ментов, задействованных на форуме, тщательно отбирали — убрали всех представителей иных национальностей, кроме русской. Установка была такова — на глаза участникам МЭФ должны попадаться максимально славянские лица.

На форуме все выступающие, отметив, что экономика переживает самый драматичный период, искали положительные моменты в кризисе. Осудив однополярность финансового мира, участники форума предположили, что китайский юань имеет все шансы стать новой резервной валютой, что следует ожидать второй волны кризиса, что необходимо создавать структуры, которые могли бы прогнозировать кризисы, а также предлагали свое видение — каким будет мир после кризиса. "Я не знаю, что будет дальше", — так прямо заявил помощник президента России Аркадий Дворкович. "Сможем ли мы оттолкнуться от дна? — вопрошал министр финансов России Алексей Кудрин. — Или дно оттолкнется от нас?"

Цитаты с форума

Директор госкорпорации РОСНАНО Анатолий Чубайс пожаловался на главную примету постиндустриальной эпохи, в которой мы сегодня живем, — пробки: "Стоя в Москве в пробках, я как-то задумался, сколько каждый человек готов заплатить, чтобы как можно быстрее из них выбраться". И, по мнению Чубайса, спрос на такую услугу есть.

Президент группы ОНЭКСИМ, олигарх и холостяк Михаил Прохоров, уже потерявший, как утверждает "Форбс", 13,1 млрд. долларов, считает, что инновационный прорыв в России неизбежен. Прохоров дал интервью сразу же после официального открытия МЭФ и речи президента России Дмитрия Медведева: "В речи президента я бы хотел отметить три сигнала. Первый — это абсолютно здравая оценка того, что происходит в стране и мире, где мы находимся, и как обстоят дела. Абсолютно откровенно, без двойных стандартов. Второе — амбиции нашей страны не только преодолеть кризис, но и значительно усилиться. Я разделяю такой подход. В такие кризисы можно на десятки лет вперед заложить рывок, чем он достигается в обычное время. И третье — есть проблемы по развитию, как сказал президент, умной экономики. Я занимаюсь инновациями, у меня есть определенные наработки, как помочь российской инновационной машине набрать темп".

Президент Российского союза промышленников и предпринимателей Александр Шохин: "Сегодня мы находимся на дне кризиса или приближаемся к нему". Шохин считает, что выйти из нынешнего кризиса гораздо проще, чем создавать систему, которая смогла бы кризисы прогнозировать. Шохин настроен оптимистично в отношении рубля: "Если цена на нефть пойдет вверх, то и рубль будет укрепляться".

Президент Внешторгбанка Андрей Костин был достаточно скептичен в отношении быстрого создания новой системы регулирования и предупреждения финансовых кризисов, приведя в пример 7-летнюю борьбу в мире с оффшорами, которая не привела к успеху. "Сейчас все ругают ту финансовую модель, в которой мы жили, которую создавали и которой все были довольны, пока она функционировала успешно. Никто не хотел замечать тревожных сигналов. Список "Форбса" разросся до 10-тонного издания, банки получали астрономические бонусы, и мы все были рады", — добавил Костин.

Министр финансов России Алексей Кудрин подчеркнул, что, понятно дело, не все испытывают кризис на себе, но все страны зависят "от национальных и эгоистических шагов крупных систем" (он имел в виду США). "Не думаю, — выразил Кудрин свое мнение, — что после кризиса возникнут крупные валютные союзы. Надо МВФ сделать представителем всех стран мира, а не только США. Китай в МВФ занимает малую долю, но доля Китая на мировом рынке больше. Поэтому следует смело поставить вопрос превращения МВФ в настоящего представителя мировых экономик, где силы должны распространяться пропорционально роли экономики страны в мировой макроэкономике. Мы поставили этот вопрос, но подножек на пути достаточно. Это будет не так просто. США пока не готовы идти по этому пути, но придется".

У генерального директора холдинга "Русский стандарт" Рустамо Тарико нет причин для огорчения. Его потери, по версии русского "Форбса", составили 2,4 млрд. долларов, однако водка остается единственным продуктом, потребление которого в России возрастает с каждым днем.

Глава Сбербанка Герман Греф уверенно высказался, что близок тот день, когда Москва станет мировым финансовым центром. Ему не поверили. Тогда Греф заявил, что в данном случае "движение к цели важнее, чем сама цель".

Вице-премьер правительства России Игорь Шувалов отметил, что "высокие цены на нефть расслабили нас, снижение цен в этом секторе заставило искать нас способы выживания". Вице-премьер подчеркнул, что Россия не нуждается в финансовых донорах.

Поделиться
Комментарии