Специально не проверял, но, по-моему, во всех аптеках появились необычные табло в виде перекидных календарей, на которых значатся какие-то цифры. По крайней мере, в тех, где я побывал, такие календари уже есть. И хотя о значении этих цифр говорилось и писалось уже довольно много, всё равно находятся посетители, которые интересуются: а что это значит?

Ничего не вижу, ничего не слышу, ничего не знаю…

Это как в ”Записных книжках” Ильи Ильфа (цитирую по памяти): если кондуктор в трамвае говорит, что вагон идет в парк, обязательно найдется хоть один пассажир, который спросит: ”А дальше он не идет?”. Так и здесь: информации масса, а знания — ноль. Еще одно подтверждение известного психологического феномена: каждый человек слышит и видит не то, что ему говорят и показывают, а то, что он ХОЧЕТ услышать или увидеть.
Календари эти ведут обратный отсчет — сколько дней осталось до ”часа икс”, когда, по велению правительства, будут закрыты те аптеки, владельцы которых не являются дипломированными фармацевтами-провизорами. Усредняя подсчеты, речь идет чуть ли не о половине аптек (в сельской местности — и того более). И срабатывает тот самый феномен: мы НЕ ХОТИМ, чтобы аптеки закрывались, а потому не видим и не слышим, когда нам об этом напоминают — хотя бы теми же численниками.

Правда, справедливости ради, следует признать, что во всех без исключения аптеках, где приходилось быть свидетелем подобных сценок, на вопрос плохо информированных покупателей о предназначении календарей сами аптекари отнюдь не впадают в раздражение, как обычно поступают в аналогичных ситуациях их коллеги за кассами в супермаркетах, и охотно пускаются в объяснения. И, судя по реакции, обретают заинтересованных слушателей…

Закон суров, но тем не менее…

Про ”заинтересованных слушателей” — я вот к чему. В нынешней ситуации аптекари, по вполне понятной причине, заинтересованы ”завербовать” в свой лагерь как можно больше сторонников, которые бы — если и не какими-то конкретными акциями, то хотя бы просто человеческим сочувствием — создавали трудноопределимую и не вполне осязаемую, но достаточно реальную субстанцию, называемую общественным мнением.

Вообще-то, как всякая реформа, аптечная, начатая почти пять лет назад и долженствующая закончиться в апреле 2020-го, вызывает массу вопросов. Конечно, после драки махать кулаками, вроде бы, поздновато, и уже 4,5 года вяло текущие преобразования в этой области вряд ли кто-нибудь согласится отменить и восстановить дореформенное статус-кво. И тем не менее…

Главный аргумент тех, кто эту ”мини-перестройку” затевал, — естественно, забота об интересах рядовых жителей страны, которые стенали под тяжким игом оптовиков, владеющих аптечными сетями и навязывающих пациентам (клиентура аптек, понятное дело, как раз и состоит из потребителей лекарств, то есть чьих-то пациентов) свои кабальные условия.

Так сказать, вводим новшества, идя навстречу многочисленным пожеланиям трудящихся. Дескать, эти монстры в лице двух крупнейших оптовых торговцев — компании Magnum и фирмы Tamro, которые владеют двумя крупнейшими аптечными сетями (соответственно аптеками Apotheka и Benu), в погоне за чистоганом грубо попирают права как потребителей, так и провизоров. И необходимо, наконец-то, этих монополистов окоротить и заставить их передать аптечные помещения в руки именно специалистов-фармацевтов, а не лишенных чуткости и сострадания торгашей. Что и должно произойти к весне будущего года.
То есть кто бы спорил против урезонивания монополистов и восстановления прав потребителей и профессионалов?! Но что-то мешает успешному завершению реформы…

В общем-то, высокие моральные соображения, похоже, проигрывают грубому материализму в этой неравной схватке. Как говорится, вопрос цены. В буквальном смысле слова.

Почем нынче стоит похоронить?

Вот вы мне скажите, сколько стóит аптека? Не продаваемые в ней лекарства, а вся аптека. Понятное дело, что цена формируется в процессе купли-продажи. Но все-таки, должна же быть какая-то точка отсчета. Может быть, исходя из прибыли? Или базируясь на годовом обороте?

По данным еженедельника ”Деловые ведомости”, к примеру, таллиннская Marja Apteek OÜ со штатом в 20 сотрудников в 2017 г. заработала 6600 евро прибыли при обороте в 4,6 миллиона евро. Тогда как аптека Pelgulinna Apteek OÜ с восемью сотрудниками закончила 2017 год с убытком в 18 000 евро (при обороте в 736 000 евро). В то же время находящаяся под Таллинном Laagri Apteek OÜ, у которой лишь один сотрудник, в 2018 году заработала 9500 евро прибыли при обороте в 307 000 евро.

Вряд ли какой-нибудь оптовик захочет продать имеющую почти пятимиллионный оборот торговую ”точку” за 6,5 тысячи евро. А, с другой стороны, если все-таки такая сделка состоится, то провизору, у которого, в отличие от владельца сети продаж, нет других источников дохода, придется сокращать штат сотрудников, потому что ему не по карману содержать двадцать человек. Улучшится ли при этом качество обслуживания клиентов? Сомнительно…

Провизоры, в общем-то, народ небедный. Но даже среди них вряд ли наблюдается повальная готовность приобрести такой, согласитесь, не самый ходовой товар, как аптека. Можно, конечно, думать о кредитах и займах, но это тоже не вопрос, решаемый за один час и даже не за один месяц.

…А между тем на фоне описываемых событий возник еще один, довольно любопытный, феномен. Вот уже в течение нескольких недель в многих аптеках, мягко выражаясь, наблюдаются ”временные перебои” в снабжении целым рядом рецептурных медикаментов, причем достаточно серьезного — кардиологического — назначения. Многих наименований нет даже на складах. Как известно, не бывает ничего более постоянного, чем временные трудности…

Это очень похоже на саботаж. Дай Бог, чтобы я ошибался!

Поделиться
Комментарии