”С моим ребенком может справиться далеко на каждый врач. Нам пришлось сменить несколько докторов перед тем, как сын, наконец, позволил себя лечить и не капризничал. Честно говоря, это были муки и для меня, и для него, и для тех стоматологов, которые пытались безуспешно найти к нему подход, — делится Светлана. — И сейчас я немного в ужасе от мысли о том, что нам снова предстоит этот кошмар поисков, если с клиникой, в которой работает наш доктор, не продлят договор”.

Цены устарели

Член правления Союза зубных врачей Эстонии (EHL) Рита Ныммела подтверждает, что действительно может сложиться такая ситуация, когда ребенок привык лечиться у одного врача, а после того, как огласят результаты конкурса, может выясниться, что этот врач не получил контракт с Больничной кассой и не сможет лечить данного ребенка.

Другой возможный побочный эффект этого конкурса касается взрослых пациентов. Если взрослому человеку требуется неотложная стоматологическая помощь, ее оказывают за счет Больничной кассы. Но после объявления итогов тендера в случае, если у пациента раздуется щека, и тот в срочном порядке обратится к врачу, он должен будет поинтересоваться, есть ли у клиники договор с Больничной кассой.

”Вывод один — перед тем как регистрировать очередной визит к зубному врачу, следует уточнить, имеется ли договор с Больничной кассой. Это то, что может измениться для пациентов. Хотя я считаю, что проблема раздута искусственно. Те учреждения, которые имели контракт, будут иметь его и в будущем, несмотря на то, что в Эстонии действительно много зубных врачей, появляются новые клиники, и вообще существует конкуренция”, — считает Ныммела.

По словам представителя EHL, сейчас происходит пересмотр листа стоимости услуг детской стоматологии, а существующие цены действуют уже на протяжении примерно двенадцати лет. Естественно, они устарели и не соответствуют действительным расценкам и расходам клиник.

”Крупные клиники могут позволить себе лечить детей по расценкам Больничной кассы, так как через них проходит большое количество пациентов. Обыкновенный зубоврачебный кабинет, в который ходит мало детей, не способен покрыть расходы из возмещений Больничной кассы, поэтому там вынуждены формировать более высокие цена на услуги для взрослых пациентов, чтобы как-то соблюсти необходимый баланс между расходами и доходами”, — объясняет специалист.

Помощь будет доступна

Есть одна вещь, которая, по мнению доктора, действительно выглядит во всей этой ситуации не лучшим образом — Больничная касса помимо оценки качества предоставляемых услуг спросит у клиники, согласна ли та оказывать услуги с коэффициентом 0,9 или 0,8, то есть согласна ли клиника получать еще меньшие деньги за оказываемые услуги.

”Это некрасиво. Ведь цены, которые имеются сейчас, и так маленькие. Однако Закон о конкуренции позволяет делать такие вещи, — добавляет Рита Ныммела. — Если все-таки цены будут пересмотрены и увеличены, тогда такие вопросы имеют право на существование. Но только не по сегодняшнему положению дел”.

В городе много зубных врачей, но есть регионы, где работает всего один стоматолог. Если таким врачам тоже предложат оказывать услуги по более низкой цене и затем не продлят договор, такая ситуация, по мнению члена правления EHL, будет возмутительной. Ведь тогда у людей не будет возможности получить зубоврачебную помощь вблизи своего места жительства. Однако Ныммела отмечает, что Больничная касса заверила Союз зубных врачей Эстонии в том, что в таких регионах врачи и их пациенты не столкнутся с подобными проблемами.

”Больничная касса пересматривает цены на медицинские услуги каждый год. Цены на услуги стоматологии в последние годы скорректировались, исходя из изменения компонента зарплат и общих затрат, — говорит главный специалист по коммуникациям Больничной кассы Керту Эенсаар. — Больничная касса платит за оказание услуги стоматологии своим договорным партнерам согласно перечню, где зафиксированы цены и услуги. В нынешнем году пересматриваются все услуги стоматологии и цены совместно с Союзом зубных врачей Эстонии. Прежний полный анализ услуг стоматологии проходил в 2003–2004 году, и новые расценки начали действовать с 2006 года”.

1 июля нынешнего года, как объясняет Эенсаар, пройдет отбор дополнительных договорных партнеров. В этом выборе Больничная касса будет исходить из того, что общий объем профилактики и лечения зубов составляет 334 000 случаев, а объем детской ортодонтии — примерно 46 000. Они останутся на том же уровне, что означает, что возможности проверки и лечения зубов у детей не уменьшатся.

Кто меньше

”26 марта мы объявили отборочный конкурс для выбора партнеров по оказанию услуг детской стоматологии. Мы исходим из места, где эти услуги нужны, т. к. считаем важным, чтобы у детей была равная возможность проверять зубы в непосредственной близости к месту проживания, — отмечает представитель Больничной кассы. — Для каждой конкретной области объем случаев лечения вычислялся, исходя из востребованности услуги, которая состоит из трех компонентов: понятия равной доступности лечения в уезде, местоположения застрахованных в возрасте до 19 лет, а также прежнего использования услуг стоматологии”.

В рамках объявленных объемов организации, оказывающие стоматологические услуги, могли подавать заявления. Исходя из критериев, Больничная касса создаст перечень фирм в порядке убывания предпочтения. Цель конкурса — выбрать самых лучших партнеров, оказывающих самую качественную услугу, оценить у участников конкурса врачебную компетенцию и опыт, а также передачу данных о здоровье в инфосистемах.
”Больничная касса оценивает всех участников абсолютно одинаково. И предложения о заключении договора будут сделаны тем, кто получит больше пунктов, — добавляет Керту Эенсаар. — В некоторых случаях, если оценки будут абсолютно одинаковые, могут проходить так называемые туры по ценовым предложениям. Это означает, что у участников есть возможность скорректировать предложенную среднюю стоимость лечебной процедуры или услуги. Также если клиника не может оказывать услугу по более низкой цене, у нее нет обязанности снижать цены. Это не оставит ее вне конкурса, просто будет учитываться, что ее так называемый критерий цены может не получить максимальные пункты в случае, если конкурент предложил более низкую цену”.

Как поясняет представитель Больничной кассы, на рынке существует жесткая конкуренция, и многие клиники прилагают усилия, чтобы предоставлять более высокое качество по более высокой цене. У Больничной кассы же с другой стороны есть задача — использовать средства медицинского страхования наиболее эффективно.
”Уверяем, что возможности детей для диагностики и лечения зубов не уменьшатся с 1 июля, когда начнет действовать новый период договоров на лечение, — говорит Эенсаар. — Если у ребенка лечение прервано или незакончено в клинике, у которой с 1 июля больше нет договора с Больничной кассой, то с такими партнерами при необходимости заключается продление договора. То есть пациентам, которые по состоянию на 30 июня находились в очереди или на лечении, представится возможность закончить лечение в той же самой клинике. Поэтому родитель не должен переживать, что нужное лечение будет прервано или не состоится в клинике, у которой больше нет договора”.

Поделиться
Комментарии