Количество ходатайств об эстонском паспорте в последние годы сильно сократилось. Если в 2005-м таковых было 6753, то в прошлом натурализоваться пожелали всего 2920 человек. При этом лиц без гражданства в Эстонии сейчас больше 115 тысяч. Возможно, придание процедуре получения гражданства большей торжественности изменит показатели, которые явно не радуют главных интеграторов нашей страны.

Идею торжественных церемоний подглядели в Великобритании. Только практичные и прижимистые британцы берут за это с новых граждан немалые деньги, чтобы окупить расходы на организацию мероприятий, а в Эстонии это бесплатно. К тому же, как говорят очевидцы, на Туманном Альбионе это конвейер, а у нас — чуть ли не индивидуальный подход. Проводят такие церемонии и в Латвии. Причем, уже 8 лет. Только там чиновники сами назначают избранных. А у нас при заполнении ходатайства о получении гражданства в анкете просто нужно отметить, желаешь ли ты получить паспорт в торжественной обстановке. С начала этого года гражданами Эстонии стало 693 человека. В Русский театр пригласили 120, пришли 94.

Официальные речи, выступление детского хора "Радуга", поименный вызов на сцену, рукопожатия министров, красная роза и сине-черно-белый флажок в подарок, небольшой фуршет по окончании мероприятия — так выглядела торжественная церемония в Русском театре. Когда очередной новоиспеченный гражданин поднимался на сцену, ведущий, актер Эдуард Томан, в нескольких словах рассказывал про этого человека — кто он, чем занимается. Даже узнал мужчину, который работает в магазине бытовой техники. Томан признался, что недавно купил у него телевизор.

Правда, каждый раз, когда ведущий начинал импровизировать, чиновники из бюро министра народонаселения напряженно замирали. Мероприятие-то проходило на эстонском языке, а далеко не все новые граждане владеют языком на уровне выше "алгтасе". Во время предыдущей церемонии случился конфуз. Представляя девушку, играющую на флейте, ведущий поинтересовался у нее по-эстонски, какой длины этот музыкальный инструмент. На что та ответила: "Семь лет".

Раиса Арсеньевна Анацкая была самой возрастной участницей церемонии. В ноябре ей исполнится 80. В Эстонии пенсионерка прожила большую часть жизни, работала на железной дороге вплоть до 1993 года, так что стаж имеет солидный. После инсульта Раисе Арсеньевне трудно разговаривать, а потому за нее отвечала в основном сопровождавшая бабушку внучка Маргарита. По инвалидности от экзаменов Анацкую освободили, так что гражданство она, можно сказать, получила на льготных основаниях. Казалось бы, зачем в 79 лет вдруг стремиться к получению эстонского паспорта?

"Бабуля так захотела, — смеется внучка. — До этого у нее был серый паспорт. Подошло время менять документ, так как у старого истекал срок действия. И бабуля сказала, что хочет получить гражданство. Вот летом хотим свозить ее в Финляндию уже по новому документу. Да, вроде бы, и разницы нынче никакой уже нет, можно и с серым паспортом ехать, но бабуля выказала принципиальность. Хочу, говорит, эстонское гражданство, и все!".

Сама Раиса Арсеньевна добавляет, что теперь еще и голосовать на выборах можно. Важно ли это для нее? Хитро улыбается: "Может быть".

Мы с Маргаритой еще вспомнили, как сами получали эстонское гражданство. В середине 90-х о подобных торжествах и речи не было. После сдачи экзамена по языку и оформления всех необходимых бумаг нужно было выждать полгода, а затем, отправившись на "Лубянку" (таллиннскую улицу Лубья), просунуть голову в узкое окошко, где сидел чиновник. Удостоверившись, что перед ним нужный человек, чиновник хмуро и буднично протягивал синюю паспортину. Вся торжественность момента сводилась к тому, что ближайшие друзья тут же начинали выведывать, какая последняя цифра в номере нового документа, чтобы знать, в каком объеме свежеиспеченный гражданин должен проставиться.

Евгений Осокин (39) работает в одном из крупных столичных магазинов: "Сегодня самый счастливый день в моей жизни, и я не шучу. Получение гражданства Эстонии — очень тяжелая работа".

Евгений родился в Эстонии, но еще в детстве переехал жить к бабушке в Омск. Вернулся в Эстонию только в 1997 году после смерти бабушки. По сути, на исторической родине пришлось начинать все сначала. Хотя проблем с языком не возникло. Бабушка и дедушка Евгения были эстонцы, и даже там, в далеком Омске в семье старались говорить по-эстонски и не забывать эстонскую культуру. Самоучка, но уверяет, что владеет языком на все 150 процентов!

На вопрос, а зачем вообще нужно гражданство, ведь оно, кроме участия в выборах, не накладывает никаких ограничений, Евгений отвечает так: "Теперь я буду чувствовать себя как дома, не буду ощущать себя каким-то иммигрантом". Свою дальнейшую жизнь Евгений видит только в Эстонии, о возвращении в Омск даже мыслей не было.

Екатерина Мель приехала в Эстонию 12 лет назад вместе с семьей из Сибири. Ее мама, эстонка по национальности, в советское время не особо задумывалась, в какой части необъятной страны жить. Получилось так, что уехала в Красноярск, вышла там замуж. Но после развала Союза пожелала вернуться на историческую родину.

Скоро сказка сказывается, да не скоро гражданство получается. Сначала нужно было прожить тут 5 лет на основании временного вида на жительство, затем получить постоянный, а потом еще несколько лет провести в ожидании, когда будут утрясены прочие бюрократические формальности.

Екатерина первой в семье получила гражданство Эстонии. Эстонским она владеет, по собственному признанию, на среднем уровне. Когда только приехали, посещали бесплатные курсы. "Если сейчас совершенствовать язык, то надо много денег, дорого это", — говорит Екатерина, у которой каждодневной практики общения на эстонском не очень много.

По словам девушки, за эти 12 лет ни она, ни ее родные не пожалели о том, что переехали в Эстонию. Разве что папа, как истинный сибиряк, немного скучает по природе Красноярского края.

Екатерина пришла на торжественную церемонию с пафосными речами и праздничной атмосферой, как она сама объясняет, по простой причине: "Все-таки не каждый день гражданство получаешь! Я очень долго решалась на такой шаг как смена гражданства, ведь у меня был российский паспорт. Но мама нам с детства пыталась привить любовь к Эстонии. Можно сказать, что у нее получилось".

17-летний ученик гимназии Дмитрий Костенко считает, что торжественные церемонии нужны. Лично ему было интересно посмотреть, как все это происходит, потому и пришел. Но считает, что в этот раз c торжественностью немного перегнули. Все, по его мнению, можно было сделать менее пафосно. Экзамен по языку он сдавал в школе. "Если есть возможность получить гражданство, то почему бы и не получить, — говорит Дима. — Правда, теперь придется и в армию идти, но меня это совершенно не пугает".

Поделиться
Комментарии