Как вы оказалилсь на дипломатической работе?

"В свое время мне удалось окончить годичные курсы переводчиков в ООН, в Москве.
У меня был уже диплом Минского Института иностранных языков по специальности ”испанский язык”. В моей трудовой книжке только две записи: международный отдел ”Аэрофлота” и МИД Белоруссии. По линии ”Аэрофлота” работал три года на Кубе, потом по линии ООН в Новой Гвинее, затем поступило предложение сдать экзамен на курсы переводчиков в Москве и поучиться на этих престижнейших курсах — со всего Советского Союза набирали всего 25 человек. И после курсов в 1980 году я получил распределение в Нью-Йорк в секретариат ООН, где и отработал 5 лет редактором в службе русских письменных переводов.

Вернулся в ”Аэрофлот” и в 1986-м был приглашен в МИД Белоруссии. Проработав год в МИД, я почувствовал, что мне чуть-чуть не хватает образования. Еще Чехов говорил, что иностранный язык должен знать каждый культурный человек, это не профессия. И я поступил в Академию внешней торговли в Москве на специальность ”международная экономика”. Еще во время учебы я получил предложение возглавить службу протокола при МИД Белоруссии, вернее создать ее. Создал. В 1993 году получил предложение поехать в Китай советником при нашем представительстве. Через два года снова оказался в Нью-Йорке на должности генерального консула. После вернулся в Минск, чтобы возглавить службу протокола, но уже при президенте Лукашенко. Спустя два года был направлен послом в Аргентину и по совместительству в Чили и Уругвае. Наконец я попал в страну, язык которой я знаю".

В этих странах знают Белоруссию?

"Честно скажу, что нет. Дело в том, что в латиноамериканских странах редко видят дальше своего носа. В чем особенность Аргентины? Это страна иммигрантов, я бы сказал, что 99% населения Аргентины составляют белые, потомки переселенцев из Испании, Италии, стран романских языков, поэтому они в первую очередь видят в Европе эти страны, плюс Францию. Что там говорить о Болгарии, Словакии, Чехии или Белоруссии? Аргентина в первую очередь ориентирована на Бразилию, Уругвай, Парагвай, это называется политикой ближнего соседства".

В Аргентине есть белорусская диаспора?

"Да, там большая диаспора. Первая волна эмиграции была в Первую мировую войну.
Причем переселялись крестьяне — за лучшей долей. В чем характерная черта белорусской эмиграции? Всегда уезжали самые бедные. Понятно, что хорошую позицию в новой стране они занять не могли, соответственно, они не могли зарабатывать достаточно, чтобы обучить своих детей в престижных вузах, поэтому и их дети никаких постов не занимали. Вот такое отличие белорусской диаспоры, например, от той же армянской".

Есть какие-то торговые контакты между этими странами и Беларусью?

"Конечно. Мы там построили филиал нашего знаменитого ”Гомсельмаша” — завода по выпуску сельскохозяйственной техники, который до сих пор выпускает комбайны. Есть там белорусское представительство фирмы по производству игральных автоматов. 8 лет я провел в Аргентине, вернулся в МИД и возглавил отдел по работе с Америкой. В 2010 году в должности временно исполняющего обязанности посла Белоруссии приехал в Таллинн".

От чего зависит переход от временного к постоянному?

"Когда образовали генконсульство, была договоренность между двумя МИДами, чтобы поднять уровень не до посла, а до временного поверенного. Но вашему временному не повезло, он где-то поскандалил, уехал, а договоренность о временных поверенных осталась. Для меня назначение в Эстонию было подарком. Это моя последняя командировка, скрывать не хочу — мне уже 63 года в этом году будет. Все предыдущие командировки были в 10 000 км от Минска, а здесь…"

…в шаговой доступности.

"Да. Добавлю, что родился я в Таллинне, так как отец служил здесь. Правда, я здесь жил очень мало и ничего не помню, позже студентом приезжал часто".

Чем тот Таллинн, который вы знали в студенческое время, отличался от того Таллинна, в который вы приехали сюда в дипломатическом ранге?

"Мы с супругой приехали зимой и, утопая в снегу, побежали на Ратушную площадь, посмотреть, узнаем или не узнаем город. Конечно, узнали. На эмоциональном уровне это была очень интересная встреча".

Знаете какие-то слова на эстонском?

"Ma ei tea. Знаю, конечно, на бытовом уровне. Хотел учить эстонский, но как-то отказался от этой мысли — на старости лет… Мы с женой изучали китайский язык, изучили 45 иероглифов, научились писать их кисточкой. Но когда я узнал, что для прочтения простого газетного текста надо знать 2000 иероглифов, понял, что надо или работать, или изучать китайский язык. То же и здесь: особенно меня убивают длинные слова с несколькими гласными и согласными подряд".

Белоруссия в европейской да и российской прессе подается как страна с режимом диктатуры. Какими аргументами вы может это опровергнуть или подтвердить? Существует ли определенное понятие диктатуры?

"Не существует. Чтобы определить понятие диктатуры, надо почитать толковый словарь, словарь философии. Лукашенко называют диктатором. Да, у нас методы руководства достаточно жесткие, и все об этом знают. Но в чем еще проявляется диктатура? Мои собеседники не могут привести других аргументов ”за”. Диктатура предполагает, что население живет в каких-то узких рамках, с минимум информации, доступной только из внутренних источников. Что касается прессы и интернета — никаких ограничений.
Социальная защита сильнее, чем на всем постсоветском пространстве. Граждане имеют у нас свободное право выезда.

Эстония, если я не ошибаюсь, занимает третье место по числу выданных белорусских виз после Москвы и Петербурга — порядка 15 000 в год. Кстати, ваш депутат Айвар Кокк реализует интересный проект. Он собирает старейшин волостей и везет их в Белоруссию, не предупреждая заранее наши власти. Гостям показывают то, что они хотят. И Айвар сам говорил, что люди возвращаются удивленными. Но поскольку Эстония — член Евросоюза, то политические контакты у нас практически заморожены. Я часто повторяю, что иногда народная дипломатия делает больше, чем профессиональная, чем сто раз услышать меня, который должен по должности и за зарплату говорить, лучше поехать и посмотреть собственными глазами".

Каким образом санкции ЕС влияют на экономику Белоруссии?

"Несмотря на все санкции, главный партнер во внешней торговле для нас — Евросоюз.
Согласно статистике, за 11 месяцев прошлого года наш экспорт в страны Евросоюза увеличился на 15%".

Главные статьи экспорта?

"Естественно, минеральные товары — 36%, бензин, дизель, кстати, и Эстония ездит на белорусском дизеле, различная продукция машиностроения, программное обеспечение. Должен сказать, что в 2011 году в Эстонию было экспортировано более 300 наших тракторов, в 2012-м — 300. Можете представить, 500 тракторов за 2 года? Нашу продукцию очень любят эстонские фермеры. Так что санкции не то что влияют на экономику, они просто мешают".

Что должно случиться, на ваш взгляд, чтобы к Белоруссии начали по-нормальному относиться?

"Надо садиться и разговаривать. Мы уже готовы, о чем заявляли неоднократно на всех уровнях, включая президентский. Мы не приемлем диктат и навязывание каких-то правил.
А эти санкции контрпродуктивны. Ничего от этого ни ЕС, ни США не получают".

Что скажете об отношениях с Россией? Мы постоянно слышим по российским телеканалам о переговорах по ценам на газ.

"Не хочу обижать ваших российских коллег, но иногда они выдают желаемое за действительное. Мы живем в союзном государстве, и цена на газ не снижается, она устанавливается в соответствии с договорами или соглашениями сторон, понятно, на каких-то условиях, которые порой являются коммерческой тайной. Да, случаются шероховатости, но, как говорят, милые бранятся — только тешатся. У нас прекрасные отношения с Россией, это наш партнер навсегда, и поэтому я не вижу оснований тревожиться. У нас активно работает российский бизнес, никаких препонов ему не строят, как, впрочем, никакому другому".

Как проходит приватизация госпредприятий? Читала опять же в российской прессе, что ваше предприятие ”Беларуськалий” является своего рода разменной монетой. Россия хочет, чтобы до приватизации части акций допустили российские фирмы, и за это согласна давать вам газ по низким ценам. Это так?

"Я скажу, что выражения ”разменная монета ”Беларуськалий” в российско-белорусских отношениях нет. И цена на газ не зависит от того, дадут что-то россиянам или нет. У нас раньше существовал список определенных предприятий для приватизации, в прошлом году президент отменил его. Приватизироваться может любое предприятие, все зависит от того, сколько вы платите. Ведутся переговоры о продаже части акций ”Беларуськалия” и с россиянами, и с индусами, и с китайцами.

”Белтрансгаз” мы полностью продали россиянам. И рассуждали так: если теоретически представить, что россияне отрежут газ, то вся наша газовая система превращается в металлолом. Поэтому проще продать России, чтобы она следила за своими трубами. Во-первых, трубы всегда будут заполнены, во-вторых, не будет такого шантажа, как с Украиной: завинтят — не завинтят вентиль. Я не был участником переговоров, но могу предполагать, что далеко не последним аргументом в пользу продажи ”Белтрансгаза” было то, что мы получаем газ по цене не 400 долларов за тысячу кубометров, как Эстония, а примерно по 165. Это всего лишь экономика".

В ноябре прошлого года Лукашенко заявил, что белорусский транзит будет переориентирован на российские порты с балтийских. Означает ли это ухудшение отношений между Белоруссией и Прибалтикой?

"Журналисты иногда цепляются за какую-то фразу, вырывают из контекста и пытаются интерпретировать в соответствии, не побоюсь этого слова, с тем заказом, что у них есть. Мы готовы рассматривать возможности, это не значит, что надо все грузы перенаправить из Литвы в тот же Калининград или Петербург. Ни одно государство, будь то Беларусь или Эстония, не будет замыкаться на чем-то одном. У нас сейчас на уровне экспертов разрабатывается возможность инвестирования в инфраструктуру портов Латвии и Литвы. Диктует экономика, никакой политики".

Несмотря на проводимую Евросоюзом политику изолированности по отношению к Белоруссии, вы лично как-то ощущаете негативное отношение со стороны послов европейских стран?

"Нет. Здесь очень хороший, дружный дипломатический корпус. Скажу, что я не чувствую никакой неприязни и со стороны эстонского МИД".

Поделиться
Комментарии