- Моя жизнь — творческая или повседневная — все равно связана с творчеством в театре и вне театра, — говорит Эдуард Томан. — Вне — это музыка и пение. Недавно вышел мой первый диск с песнями из советских комедий, скоро выйдет второй — с песенками из мультфильмов. Третий, думаю, появится к Рождеству и, возможно, будет с русскими романсами. Я ведь поющий и пишущий музыку человек. Окончил музыкальную школу при Харьковской консерватории, на скрипке играл.

- Любой актер рано или поздно начинает петь. Это уже какая-то неизбежность.
- Я начал петь очень рано, потом прекратил, потому что выбрал актерскую профессию, хотя серьезно думал о поступлении в консерваторию. Я могу петь оперные арии.

- Как Басков?
- Не как Басков, а как я. У меня не было таких учителей, как у Баскова. Я больше обучался у жизни, у хороших певцов. Плюс природная постановка голоса. У меня состоятся юбилейные концерты, на которых я спою. Предполагаю начинать концерты ариями, например, из опер Гаэтано Доницетти. Все пришло к своему логическому завершению. Я же играл и пел в ресторане еще до окончания школы. Голос есть — куда его спрячешь?

- "Владимирский централ" сыграете и споете?
- Умею. Андрес Пуустусмаа, зная мои певческие наклонности, позвал меня в свой фильм "Красная ртуть" изобразить певца в курском ресторане. Я спел две песни. Одну — "Дорогой длинною", а вторую как раз из репертуара Михаила Круга, потому что по сюжету в зале сидели "пацаны". Пел "Я вернусь, дождется мама". Самое смешное, что у "пацанов" реально потекли слезы, как они говорят, чисто конкретно. Но в фильме осталась только первая песня. Пуустусмаа говорит, что на дивидишном варианте сохранится и вторая. Так что, если жизнь прижмет, спою и "Централ".

- Вы знаете, как продавался или продается ваш диск?

- Точными цифрами я не владею, но знаю, что за первый месяц было продано порядка 2 тысяч. Это много для Эстонии. У нас диски вообще покупаются плохо, потому что все тащится из интернета. И 8 недель мой диск был на первом месте в сайте продаж по данным всех магазинов, которые продают диски. Смешно: даже Lady Gaga была на 6-м. И приписка в рейтинге была: впервые в истории русскоязычный диск занимает 1-е место. Об этом я с юмором, но с долей радости говорю. Я с наслаждением занимаюсь пением, потому что в театре у меня ничего не происходит.

Надо торговать лицом

- Вы одно время сильно сбросили вес? Как удалось?
- 12 лет руководства театром много у меня взяли, это был сплошной стресс и мало удовольствия. Придумать репертуар, найти режиссеров, распределить роли для артистов. Должность очень плохо влияла на мой обмен веществ — частые приемы и фуршеты. Но настоящий руководитель должен на них присутствовать. Мне еще Олег Табаков говорил: "Эдик, нужно торговать лицом". И это, скажу, великое искусство — уметь представительствовать, если ты хочешь добывать деньги и чем-то руководить. Конечно, меня это выматывало, и в результате я весил почти 130 кило. Я не мог на себя в зеркало смотреть. Как только сдал должность, пару месяцев отдохнул и пришел к Геннадию Чапайкину. Он не просто тренер, а спортивный врач, у него индивидуальный подход. Главное, как он говорит: "Не ждите, что вес уйдет завтра. Вес уходит медленно и спокойно". Почти за два года я скинул 27 килограммов.

Я вообще не спортивный человек. Отчасти это связано с тем, что я представитель своего поколения, с тем, что не киношник. В театре все можно сделать с помощью разных ухищрений. Кино — натуралистический жанр. Там хоть и в почете силикон, но настоящие мускулы больше в цене. В советское время театр в большей степени занимался душой человека. Вы можете представить себе чеховских героев накачанными? Вот — есть какое-то оправдание моей неспортивности.

- Многие наслышаны о вашем положительном отношении к алкоголю.
- Оно не то чтобы положительное, а вполне нормальное. Проблем с этим я не испытываю. Жизнь на стрессе требует расслабления. После спектакля я иной раз не могу заснуть по 3-4 часа. Я не курю. Могу хорошенько выпить и пойти спать.

- А история двухлетней давности о том, как вы буянили в Одессе в самолете?
- Уж если кто и буянил, так это перестраховщица-стюардесса. Тому есть свидетели. Это был вообще чудовищный инцидент. Тогдашний директор Русского театра, который реально был пьющим человеком, пустил по рядам бутылку виски, им же самим купленную, а когда она дошла до меня, то стюардесса проходила мимо, и выводить начали меня. Одесские милиционеры вообще не могли понять, почему меня привели. А директор моргал глазами, делая вид, что он ни при чем, хотя уж он-то точно был пьян.

- Роман с алкоголем считается нормальным для творческого человека?
- Для всех считается нормальным, если человек умеет что-то делать. Я — поколение, которое жило весело. Скажу по-пушкински — дружеская попойка. "Выпьем, няня, где же кружка?". Некоторые думают, что Пушкин чаи с няней гонял. Они сидели с Ариной Родионовной и выпивали. А потом он гениальные стихи писал. Это известный факт. Отыгранный спектакль, если ты его честно отработал, — это же стресс. Иногда надо что-то придумать, а в голове — будто вата. Выпил коньячку — заработала голова. Водка — тяжелый напиток. Его надо под хорошую закуску, под настроение. Коньячок же — творческий. Великий драматург Александр Володин говорил мне: "Утром просыпаюсь, посмотрю в окно, похожу по комнате, потом налью себе 50 граммов коньячку, выпью и становлюсь умнее".

Жена скрывает ревность

- Теперь поговорим про роман с женским полом. Вас часто можно увидеть в окружении женщин. Вы ловелас?
- Как же можно без женщин? Как можно творчеством заниматься? А что же еще стимулирует? Меня женское окружение стимулирует, я вообще люблю все красивое. Женщины — источник вдохновения. Мне хорошо, когда рядом женщины. А если еще есть и внимание, то об этом можно только мечтать. Иной раз сам пытаешься завоевать внимание женщины.

- Жена ревнует?

- Может, ревнует, может, умело скрывает. Она — эстонка, может, закрытый "нордический" характер сказывается, может, молча несет свой крест. Она — театральный художник, одевала актрис почти к каждому спектаклю, где я играл или режиссировал.

- Актрис, которых вы должны были целовать?

- И такое бывало. Я думал: вот она сейчас сидит в зале… Но тут же убеждал себя, что она понимает. Жена знает, что я люблю красивых актрис. Вообще сложно иметь мужа, которого все более или менее знают. Если бы я был кинорежиссером, то пошел бы по пути тех, кто влюбляется в актрис и снимает фильмы с ними. Как ни странно, я однолюб. Мне кажется, что есть устоявшаяся жизненная ситуация, которую ничто мимолетное не заменит.

- Сегодня оно мимолетное, а завтра вырастает в сильное чувство, и ты понимаешь, что эта женщина предначертана тебе Богом. Как можно быть уверенным в чем-то, не попробовав?
- Вы правы, я не уверен. Как минимум на сегодняшний день я все эти ощущения испытываю на расстоянии и стараюсь не ломать ничего в своей жизни. Пока меня все устраивает. Момент компенсации я нахожу именно в творчестве. Именно там я реализую свои чувства. Муза, вдохновение — это, конечно, женщины. А Пушкин кому писал свои стихи — стенке?

У нас нельзя быть недоступным

- Вам многие женщины в любви объяснялись?
- Не знаю, хорошо или плохо, но такого не было, чтобы пришлось принимать серьезное решение. Мне даже говорят иногда: ты такой серьезный, тебя боятся.

- Недоступный?
- Как можно в нашем маленьком городе быть недоступным? Я не вожу машину, в нашем городе все близко, меня жена возит. Иной раз я могу проехать в общественном транспорте, по улицам тоже хожу. У нас народ достаточно дружелюбный, если подходят совершенно незнакомые люди, то говорят какие-то хорошие слова. Я в одном эстонском сериале снимаюсь, играю Мишу, так дети смотрят на меня, показывают пальцем, подходят, радостно говорят, что видели по телевизору.

- В вашей жизни была ситуация, которая перевернула вас?
- Наверное, кардинальный момент — это моя работа художественным руководителем театра. Открылись многие вещи, о которых я не хотел бы даже знать. Это касается людей. Я, как это ни странно звучит, долгое время был очень наивен. А тут я узнал про жизнь, про людей много всего. Перевернуло ли меня это? Как минимум заставило по-другому смотреть на жизнь. Чему научило? Я бы не хотел больше жить коллективной жизнью, хотел бы что-то делать один. Доверие ко мне со стороны публики растет, и если я поставлю на афишу только свою фамилию, я уверен, что на меня придут. Я так говорю не потому, что у меня крыша поехала и мне никто не нужен. Нужен, но сейчас таких людей практически нет.

- Какая тема важна для вас сегодня?
- Тема Пигмалиона и Галатеи.

- А где Галатея?
- Галатея, как всегда, уходит. А Пигмалион остается один. Я человек не религиозный, но в православии есть хорошая фраза: не жди благодарности. Дело не в примитивном понимании. Просто другого слова не подберу. Не надо передо мной стелиться, а надо, если я сыграл роль в чьей-то жизни, сказать хоть "здравствуй" при встрече с улыбкой. А не проходить мимо с чувством полной непричастности.

- Может, стесняются или стыдно?
- Я перестал об этом думать. Пришло время заниматься собой.

Поделиться
Комментарии