Осенью позапрошлого года одна русская школа в Таллинне, считающаяся, кстати, благополучной и даже престижной, прогремела на всю страну. Защищая сына от ”классного террориста”, отчаявшаяся мама своими силами решила призвать бузотера к порядку и тряханула пацаненка. Дело дошло до полиции — ведь самосуд никто из родителей не имеет права вершить, как можно!

Как потом оказалось, от этого парнишки стонал весь класс, родители неоднократно писали заявления с просьбой убрать трудного ребенка из коллектива, но дирекция ничего не предпринимала. Когда все всплыло наружу и разразился скандал, трудного подростка все-таки перевели в другую школу.

Похожая история произошла и в другой школе, считающейся одной из элитных. Причем ”терроризм” в данном случае заметно помолодел. Мальчик с первого класса не давал спокойно учиться другим ребятам, а прошлой осенью так вообще произошло настоящее ЧП: когда все в классе переодевались на физкультуру (а в этом возрасте переодеваются еще все вместе), он залез на парту, оголил нижнюю часть тела полностью и стал кривляться.

Мальчик и до этого не отличался примерным поведением, бил и обижал своих одноклассников, причем выбирал ”любимчиков” и отыгрывался на них на полную катушку. Родители пострадавших детей обращались к классному руководителю, показывали синяки, просили решить проблему, однако та предпочитала не вмешиваться.

Позицию невмешательства заняла и завуч начальных классов этой школы, когда к ней обратился родительский комитет с бумагой, подписанной всеми родителями класса, с просьбой разрешить ситуацию. ”Это ваша проблема”, — заявили родителям.

Итог: мальчик продолжает учиться в этом классе. Дети предпочитают с ним не играть и не общаться. Родители сидят как на пороховой бочке, ожидая очередной выходки и не зная, как реагировать. Мама мальчика считает, что это обычные мальчишеские шалости. А администрация закрывает на все глаза. И в итоге интересы одного человека перевешивают интересы целого класса.

Директор Маардуской гимназии Павел Титов отмечает, что, понятное дело, родители хотели бы, чтобы такие дети не учились рядом с их чадами. Но исключить такого ”террориста” из класса без согласия родителей очень сложно — для исключения должны быть очень веские обстоятельства, зафиксированные на уровне полиции.

Соцработник Эрика Тиганик говорит, что достаточно эффективные методы воздействия имеются. На комиссии по делам несовершеннолетних могут применить реальное наказание. Если доходит до того, что приводы на комиссию становятся систематическими, плюс фиксируются нарушения закона (воровство, драки, алкоголь и т.д.), и полицией заводится дело о проступке — впереди реальная перспектива спецшколы в Тапа (для мальчиков) или Каагвере (для девочек).

”Это проблема не только родителей или дирекции школы — это проблема общая. Взрослые должны объединиться, чтобы с наименьшими потерями для всех ее решить”, — говорит сотрудник Молодежной полиции Светлана Сафронова.

Она отмечает, что если администрация школы от проблемы отмахивается, можно посоветовать родителям обратиться с заявлением в полицию, в котором важно указать дату, время, место и что произошло. Так как ребенок несовершеннолетний, то против него не будет возбуждено дело, однако полиция начнет разбирательство, побеседует со всеми свидетелями, соберет материал, и если вина будет доказана, направит его в комиссию по делам несовершеннолетних.

”Важно разделять две основные вещи: если один человек причиняет физическую боль другому человеку — то это уголовное преступление. Если имеет место оскорбительное приставание, то есть его дразнят, дергают за одежду, плюются, ведут себя не так, как принято в обществе — это квалифицируется как проступок. Против ребенка могут возбудить уголовное дело, если ему исполнилось 14 лет. До этого момента всеми вопросами, связанными с тем, что натворил этот ребенок, будет заниматься комиссия по делам несовершеннолетних”, — поясняет сотрудник полиции.

Статья целиком — в еженедельнике ”МК-Эстония”.

Поделиться
Комментарии