Политика и экономика — практически сестры-близнецы. Особенно в нашей небольшой стране, где даже не поймешь, кто на кого больше влияния оказывает, — бизнесмены на политиков или наоборот. После "бронзовых ночей", когда заговорили о том, что отношения с восточным соседом испортились донельзя и бизнес вести практически невозможно, ряд авторитетных политиков заявил: "Мы занимаемся политикой, а экономикой должны заниматься бизнесмены". "Это абсолютно неправильный подход! — считает председатель правления Paldiski sadamate AS Роберт Антропов. — Для чего же тогда выбирают политиков?"

"Сегодня сложно делать какие-то прогнозы на будущее, — говорит Антропов. — Но сегодня ясно одно: замедление экономического роста не должно привести к реальному спаду в экономике". И заняться этим, по мнению Антропова, должны именно политики. Вот только он затруднился назвать хотя бы один конкретный шаг, который попыталось бы предпринять правительство. "Просто говорят, что у нас все хорошо, все в порядке, не волнуйтесь. Но я вижу, что это только слова", — считает председатель правления Paldiski sadamate AS.

Бежать или тонуть?

Если бизнесмены, ощутив на себе не самые благоприятные времена в экономике, выводят свои активы за пределы страны, то это наносит экономике еще больший вред.

Но обвинять их в этом Роберт Антропов не стал. "Это вынужденная мера, — поясняет он. — Ты можешь в один день не только потерять все заработанное в последние годы, но еще и в долгах остаться".

В последние несколько месяцев мелькали сообщения о плохом состоянии дел известных русских бизнесменов. В мае пярнуский уездный суд объявил банкротство фирмы Петра Седина Baltic Panel Group.

По слухам, не лучшие времена переживает сейчас и детище Седина — футбольный клуб ТФМК. Еще недавно он был чемпионом Эстонии, а сейчас удерживается в тройке лидеров разве что на голом энтузиазме. Говорят, что игрокам уже полгода не выдают зарплату.

Другой "футбольный магнат" — Виктор Левада — зарплату игрокам платит исправно. И если таллиннский клуб прописку менять не собирается, то остальной бизнес Левады, по слухам, может быть выведен из Эстонии. Хотя сам он эту информацию в интервью "МК-Эстонии" не подтвердил. "Это глупости, у меня даже нет таких планов", — коротко прокомментировал Левада, находящийся сейчас на отдыхе.

По его мнению, ложная информация начала распространяться из-за того, что кто-то неверно интерпретировал его слова о том, что если в Эстонии, Латвии и Литве продажа металла (основной бизнес Левады) будет идти плохо, то можно подумать и о других рынках, например, о российском. "Да, объемы уменьшились, продажи упали, — признает Левада. — Но цена выросла, поэтому оборот у нас меньше не стал".

Если Виктор Левада все отрицает и полон оптимизма, то крупный эстонский предприниматель Урмас Сыырумаа признался в интервью Eesti Ekspress, что всерьез подумывает о выводе своего бизнеса из Эстонии.

"Эстонское общество — мелочное и завистливое. Сейчас из-за кризиса непонятно, зачем идет строительство. Власти ничего не делают для того, чтобы выйти из состояния спада экономики. И отставка правительства будет слишком легким решением, теперь уже пусть правят и дальше", — заявил Сыырумаа.

Есть и оптимисты

Видный бизнесмен, в прошлом — премьер-министр Эстонии (1995-1997), Тийт Вяхи ныне занимает должность председателя совета Силламяэского порта. О "бегстве" он не помышляет, ведь вывести в Латвию, Финляндию или Россию целый порт невозможно.

"А вот чтобы начать новый бизнес, надо подумать, где его делать: в Эстонии, Латвии, Финляндии или в России, — рассуждает Вяхи. — На данный момент у нас есть очень крупные проекты в Эстонии, и я не собираюсь ничего ликвидировать".

Более того, по последней информации Силламяэский порт, которым руководит Вяхи, в 2009 году построит новый контейнерный терминал, после чего предусматривается расширение. По завершении второго этапа строительства терминала суммарные объемы позволят порту в Силламяэ обрабатывать в год до двух миллионов контейнеров. Это в два раза больше, чем планируемый терминал в порту Мууга.

"Я думаю, что это очень перспективно. Сегодняшние глупости заканчиваются через год-два-три, а порты строятся на тысячу лет, — говорит Вяхи. — Безусловно, то, что делают сегодня Андрус Ансип, Тийт Мадиссон и Юри Лийм не приведет Эстонию в пятерку богатейших стран Европы. Но я оптимист и полагаю, что эта политика долго продолжаться не будет".

А вот комментировать дела других бизнесменов Тийт Вяхи не пожелал. "Если вас интересует, что делают Левада и Сыырумаа, то лучше спросить у них", — сказал он в заключение.

Рыба ищет, где глубже, а бизнес — где лучше

"Наверное, когда бизнесу становится плохо, он ищет те места, где будет лучше. Сегодня не лучшие времена, я думаю", — философски заметил председатель правления BLRT Group Федор Берман. По его словам, экономическая ситуация в стране не очень хорошая, и сегодня не лучшие времена для бизнеса в Эстонии.

При этом самому Берману ничего никуда выводить не надо — его компания и так работает, помимо Эстонии, в 6 странах (в Литве, Латвии, России, Финляндии, Норвегии и Украине). "У нас, к счастью, на сегодняшний день экспорт составляет больше 70 процентов, поэтому мы меньше зависимы от бизнеса в Эстонии, хотя 30 процентов — это тоже большая доля", — говорит Федор Берман.

"Я — пессимист, — так характеризует свое отношение к происходящему в экономике страны председатель правления Эстонско-российской палаты предпринимателей Олег Карпиков. — Оптимистом можно быть тогда, когда ситуацию ты держишь под контролем. А у нас что получается? Реального состояния мы не знаем. Только догадываемся по каким-то косвенным признакам. Что предпринимается — мы не знаем, никто этого не говорит".

В сложившейся ситуации, как считает Карпиков, у предпринимателей возникает необходимость выбирать из трех, наверное, не самых оптимальных вариантов: уйти в банкротство, перевести бизнес в другую страну или переориентировать бизнес.

Конечно, первое и второе еще больше подрывают экономику страны, но председатель правления Эстонско-российской палаты предпринимателей не стал бы винить в этом бизнесменов. "Бизнесмены принимают решения уже постфактум. А исправлением ситуации в первую очередь должны заняться политики, в частности — Министерство экономики", — полагает Олег Карпиков.

А "железку" все трясет

В самом плачевном состоянии на сегодняшний день, пожалуй, находится транзит. Эстонская железная дорога — как раз то предприятие, которому в последнее время приходится особенно нелегко. Ко всем прошлогодним проблемам добавилось и новое вынужденное сокращение работников.

Всего с ЭЖД могут быть уволены около 500 человек. Неделю назад профсоюз железнодорожников устроил пикет у здания правительства, которое, по мнению профсоюзного лидера Олега Чубарова, больше всех виновато в сложившейся ситуации.

"Ансип обвиняет Путина в том, что он назвал Эстонию "паразитом" в области транзита. Но если бы Эстония вела более взвешенную политику по отношению к России, то было бы нормальное развитие транспортных и пассажирских перевозок, — сказал Чубаров "МК-Эстонии". — Если принимать во внимание события, произошедшие в апреле прошлого года, то Эстония должна была бы сделать первый шаг, а не отмалчиваться и дожидаться каких-то улучшений".

Олег Чубаров опасается, что нынешнее сокращение на ЭЖД — далеко не последнее. "Сегодня объем работы упал еще больше, если не продолжится нормальный диалог между государствами, то прогнозируется дальнейший спад и, соответственно, сокращения", — с сожалением констатирует лидер профсоюза железнодорожников.

Беспокоит ситуация на железной дороге и Федора Бермана, так как он считает этот сектор экономики весьма важным для государства и бизнеса в целом. "Железная дорога собирается повышать тарифы, и это станет очередной удавкой на шее эстонского бизнеса. Это меня тревожит, — говорит Берман. — Я думаю, что это связано с уменьшением объемов на железной дороге. Мы из-за этого страдаем и будем страдать, видимо, еще больше. Я думаю, что это не совсем правильный путь: повышать тарифы, когда снижаются объемы. Тогда объемы еще больше будут снижаться, тогда тарифы станут вообще нереальными, это плохие тенденции".

Будущее туманно

Однозначных оценок насчет перспектив экономики нет. Создается ощущение, что живем по принципу: "Ожидая лучшего, готовься к худшему". Банк Эстонии уже осторожно заметил, что в третьем квартале текущего года возможен и минусовой прирост экономики. Что неудивительно, ведь второй квартал дал результат всего в 0,1% роста ВВП по сравнению с прошлым годом. До пропасти остается один шаг.

Большинство бизнесменов, опрошенных "МК-Эстонией", сошлись во мнении, что нельзя сидеть сложа руки. Вот только бегать и суетиться должны не они. Они, дескать, и так делают все возможное.

И коль скоро у нас такое большое значение придают истории, то не лишним было бы прислушаться к словам Урмаса Сыырумаа: "У Эстонии уникальная географически выгодная позиция. Есть отработанный путь, по которому проходит товар, и если мы не будем на это плевать, тогда сможем обслуживать еще 70-80 миллионов тонн товара. Наш финансовый сектор может обслуживать и финансировать еще два таких объема. Наш Старый город строили торговцы. Что-то можно почерпнуть из истории".

Поделиться
Комментарии