А был ли платок?

"Вы не подскажете, как пройти в отдел международных отношений?" — с таким вопросом героиня нашего эксперимента Гульнара Измайлова (19 лет, татарка, исповедующая ислам) пришла в Таллиннский университет. Она является студенткой этого высшего учебного заведения, однако прежде никогда не приходила в платке. В этот раз её голова была полностью покрыта платком, так что были видны только глаза. Гульнара обращалась за помощью ко всем проходящим мимо женщинам. Да-да, именно к женщинам, так как мусульманкам следует по возможности избегать свободного общения с представителями противоположного пола. Практически все девушки были готовы помочь Гульнаре и провожали её вплоть до самого кабинета.

Корреспондент "МК-Эстонии" караулил добропорядочных провожатых и расспрашивал о первой реакции на появление таинственной девушки в платке и об отношении к исламу в целом. Негативных отзывов практически не было. На вопрос: "Не испугала ли вас загадочная исламская девушка?" все отвечали встречным вопросом: "А почему она должна была меня испугать?" Мужчины, которые провожали взглядами Гульнару, в один голос говорили, что платок — это красиво.

Илья Гутов (20 лет, студент, специальность "история ближневосточной и азиатской культуры"): "Я отношусь к исламу совершенно нормально. В этой религии имеются очень красивые традиции".

Аурика Меймре (39 лет, директор Института славянских языков и культур): "У меня возник вопрос: "Почему"? (имеется в виду "почему Гульнара в платке?" — прим. автора). А в целом, я спокойно к этому отношусь. У нас свобода веры. Непривычно просто, вот и всё".

Денис Кузьмин (27 лет, помощник директора Института славянских языков и культур): "Я считаю, что в общественных заведениях это не должно превалировать. Вера верой, но я же не хожу с крестом наружу".

Мария Азанчевская (22 года, студентка, специальность "журналистика"): "Я без проблем согласилась помочь заблудившейся девушке. Её платок меня ничуть не смутил. Мне нравится, когда люди придерживаются своей культуры. Это здорово. У нас международный университет, и много студентов из разных стран учатся здесь по обмену".

Юлия Шалухина (20 лет, студентка, специальность "журналистика"): "Гульнара — моя однокурсница. Если честно, я её даже не узнала и посмотрела на платок косым взглядом. Но у нас свободная страна: кто что хочет, то и носит. Каждый выбирает религию для себя сам. Как на это реагирую я, это моё личное дело. А если Гульнаре так нравится, то пусть носит".

Дана Неклеса (23 года, студентка, специальность "история ближневосточной и азиатской культуры"): "Моё отношение к мусульманкам совершенно нормальное. Я никогда не связывала ислам с терроризмом. Что касается платка, я испытываю уважение к тому, что человек так почтительно относится к своим обычаям".

Артём Филиппов (20 лет, специальность "государственные науки": "Девушек в платках я не шугаюсь. Я даже обрадовался, когда её увидел. Это необычно: восточная женщина в университете. Красиво".

Наши респонденты признались, что если бы девушка была одета во всё чёрное, виднелся лишь загадочный и опасный взгляд, то был бы повод насторожиться. А так, розовый платок заряжает скорее позитивом, чем какими-то опасениями. Многие рассказывали о своих друзьях, живущих в мусульманских странах, о подружках, которые вышли замуж за мусульман. Молодые люди сетовали на то, что закутанную в платок девушку трудно узнать при встрече и т.д. Но серьёзного испуга по отношению к Гульнаре никто не проявил. Со стороны было видно, что люди улыбаются и охотно берутся провожать заблудившуюся мусульманку в отдел международных отношений. Кто-то даже любезно открыл перед Гульнарой дверь — настолько люди прониклись поисками кабинета, вовсе не обращая внимания на какой-то там платок.

Наконец Гульнара решила пойти в платке на лекцию. Зайдя в аудиторию, мы услышали смешки с задней парты, однако преподавательница никак на это не отреагировала. И дальше не случилось ничего необычного. Преподавательница спокойно читала лекцию, а некоторые опоздавшие студенты, входя в класс, вообще не смотрели в сторону Гульнары. Корреспонденту "МК-Эстонии" пришлось задуматься: может быть, только он один и видит этот кусок материи у Гульнары на голове…

Как пройти в библиотеку?

Убедившись, что на студентов и работников Таллиннского университета мусульманка в платке не производит негативного впечатления, мы решили отправиться на улицу. Быть может, у обычных прохожих возникнет другая реакция.

Теперь Гульнара отправилась "на поиски Национальной библиотеки" по адресу Тынисмяги, 2. В руках у неё имелась записка с названием библиотеки и книг, которые она собирается прочитать. Название, кстати, было намеренно написано с ошибкой. А вопрос Гульнара задавала на английском и эстонском языках, специально коверкая и тот, и другой. На улице нас ждало всё то же приветливое отношение, за исключением недоброжелательного перешёптывания старушек, которые, в свою очередь, отказались давать комментарии для газеты.

Многие женщины среднего возраста с таким воодушевлением объясняли Гульнаре, как пройти в библиотеку, что мне было неудобно разочаровывать их, что это всего лишь эксперимент. Удивительно, что все в один голос хвалили эстонский язык Гульнары, удивляясь, где и как она могла так хорошо его выучить. Скорее всего, у прохожих складывалось впечатление, что Гульнара переехала в Эстонию из чужой страны сравнительно недавно. Одна женщина так и сказала: "Меня больше поразило то, откуда эта девушка настолько хорошо знает эстонский язык и город Таллинн, чем наличие платка".

Одна пожилая дама позаботилась о здоровье Гульнары. Даже когда мы рассказали суть эксперимента, она посочувствовала: "Как же ей холодно. Она должна теплее одеться, ведь на её родине, должно быть, намного жарче". Затем женщина добавила, что вообще не удивилась, увидев мусульманку в платке. "Мы в Евросоюзе, — объясняет она. — Посмотрите, что происходит в политике? Разве что-то ещё может нас удивлять?"

Положительный результат

Главная героиня эксперимента Гульнара делится с читателями "МК-Эстонии" своими собственными впечатлениями, которые оказались вполне со знаком "плюс":

- Когда мы хотим что-то сделать впервые, то испытываем страх. Решив надеть платок, я задалась вопросом: как это воспримут мои сокурсники, друзья, общество в целом? Я считала, что люди будут критиковать меня. Однако журналистский эксперимент продемонстрировал, что эстонское общество относится терпеливо к другой культуре. В университете вообще никто не придавал значения тому, что я в платке, разве что задерживали взгляд. Хотя на улице я замечала перешептывания, усмешки и даже оценивающие взгляды, направленные на меня. Люди, к которым я обращалась, различались по возрасту, поэтому было интересно наблюдать за их реакцией. Молодежь, кому до 25 лет, пытались как можно быстрее объяснить дорогу и "избавиться" от меня. Всячески старались посадить меня на трамваи № 1 или № 3, которые на тот момент вовсе закрыли свои маршруты. Люди до 40 лет подходили к моей проблеме более серьезно, концентрируя свое внимание на маршруте, а не на моем платке. Что же касается людей пенсионного возраста, то их можно подразделить на два типа: одним я понравилась, других напугала. Первый тип редкий, но очень общительный. Некоторые даже делились впечатлениями от поездок в страны, где уже встречали девушек в хиджабе. Считаю, что эксперимент дал положительный результат — я не встретила ни одного человека, который бы отказался мне помочь. Я не видела, чтоб люди испытывали страха, что я направляюсь к ним с вопросом. Они видели меня и шли навстречу: вынимали наушники из ушей, размахивая руками, пытались показать, как правильно пройти и как не заблудиться. Одна девушка, остановилась, несмотря на то, что очень спешила.

А больше всего Гульнару порадовало высказывание женщины в трамвае: "Гюльчатай, открой личико. Зачем же такую красоту скрывать?".

А что с мечетью?

К вопросу о мечети. Партия Христианских демократов Эстонии опасается, что мечеть в Таллинне станет источником новых напряжений в обществе. Возможно, и мэрия города Таллинна, и правительство Эстонии боятся исламистов, а потому не спешат принимать решение о строительстве мусульманского культового здания, перекладывая ответственность друг на друга.

Однако эксперимент показал, что отдельные мусульмане, коих всего в Эстонии проживает около 1500 человек, нисколько не смущают мирных жителей. Люди давно привыкли к представителям различных народов и религий.

Поделиться
Комментарии