В тот злосчастный день около 10:30 напарник Виталия, который подстригал траву рядом на тракторе, заметил, что что-то не так. Виталий лежал возле трансформатора без сознания. Напарник вызвал скорую.

В заключении врача говорилось, что Виталий получил сильнейший ожог — температура составила порядка 2000–4000 градусов по Цельсию. А также ожоги лица и глаз, повреждения мышц. По словам родственников, доктора были вынуждены ампутировать остатки пальцев, поскольку те сгорели. Мужчине оторвало также ухо — именно через него и вышел разряд…

Некрасивый футбол

После случившегося Трудовая инспекция возбудила дело, и через пять месяцев пришла к выводу, что работодатель Виталия нарушил закон, не уведомив в достаточной степени работника о правилах безопасности. Попутно выявились и другие нарушения со стороны работодателя — например, он не организовывал каждый год контроль здоровья работника.

”Работодатель составил должностное руководство, в котором были перечислены цель работы, общие положения, основные задачи, права, обязанности, ответственность и прочее, — говорится в решении Трудовой инспекции. — Но работодатель не составил для работника руководство по безопасности. 19 мая 2016 года (то есть более чем за год до случившегося — прим.авт. ) работника ознакомили с руководством по безопасности Eesti Energia. Но на это отвели 30 минут, хотя руководство состоит из 60 страниц. К тому же нужно было проводить инструктаж как на русском, так и на эстонском языках, потому что работник эстонским не владеет. Трудовая инспекция считает, что время инструктажа было минимально. К тому же не работодатель его проводил, а заказчик”.

В свою очередь фирма Eltel Networks AS, которой принадлежит данная подстанция, провела собственное расследование, в ходе которого пришла к выводу, что виноват именно Виталий. Мол, его в достаточной степени обучили, инструктаж провели, а он пошел косить траву туда, куда ходить было нельзя.

Примерно такого же содержания ответ пришел и на запрос ”МК-Эстонии”. ”Безопасность на подстанциях и линиях Elektrilevi — всегда имеет высокий приоритет, — заверяет руководитель отдела сетевого имущества Таави Янно. — Наше расследование показало, что как предприятие-партнер, так и подрядчик и его работник были обучены безопасности и должны были знать о соответствующих рисках. Но на деле пострадавший пошел косить траву на территорию, которая была огорожена и куда нельзя было идти. Так что можем сделать вывод, что инструктаж по безопасности по какой-то причине не дошел до конкретного работника, и очень жаль, что так произошло. Будем со следующего года уделять обучению безопасности больше внимания”.

Однако Трудовая инспекция с этим в своем решении не согласна: работнику дали план данной территории и карту, которой он и придерживался. Раз сказали там косить, он и пошел.

К такому же заключению пришел и работодатель Виталия — мол, был план. Да и территория, на которой произошло несчастье, не была заперта, а ее вход замотан просто проволокой. Были лишь предупреждающие таблички ”Опасность электричества”, которые расположены и на входе на территорию, как-то по-особому данный участок обозначен не был. И Виталий зашел туда для выполнения своих рабочих обязанностей. Траву на той территории тоже, согласно выданной карте, нужно было подстригать.

”Мы считаем, что в этой цепочке ”Заказчик — Подрядчик — Субподрядчик” в вопросах безопасности — системная ошибка”, — говорится в ответе фирмы GT4U Трудовой инспекции. И инспекция с этим согласилась: действительно, вопрос безопасности не проработан. Фирма Elektrilevi должна была оценить риски и использовать необходимые меры защиты. И работник просто не знал, как себя на данной территории вести.

Первое решение по данному делу было вынесено в ноябре прошлого года. Там перечислены все эти недостатки и говорится, что фирма GT4U нарушила закон. В июне Трудовая инспекция вынесла новое решение по этому делу: ответственны за случившееся как GT4U, которая не предупредила, что будут в такое-то время выполнять работы, так и фирма Сonnecto Eesti AS (она же Eltel Networks, которая отвечает за произошедшее на подстанции Elektrilevi).

Шокирующее безразличие

”Но ничего конкретного, что с этим делать дальше, в решении не говорится, — возмущается сестра Виталия Груздева, Ольга Леппанен. — Там не написано, кто виноват и кто должен нести за случившееся ответственность. Мы так ждали этого решения… И что мы пережили за этот год — словами не передать. В домах по уходу условия — просто ужасные, там отвратительное отношение к людям и постоянная грязь, а цены при этом неимоверно кусаются. Реабилитация в Хаапсалу — хорошая, но там очень дорого. За неделю мы заплатили 760 евро! Соцотдел никак помогать не желает — мол, Виталий получает пенсию в 400 евро за свою нетрудоспособность, так что он чуть ли не миллионер”.

Она отмечает, что социальная система в Эстонии не выдерживает никакой критики. И инвалидам, а также их родственникам приходится очень тяжело. В некоторых домах по уходу отношение к пациентам — по словам Ольги, просто за гранью, хотя с родственников за это берут огромные деньги. И тем, кто курирует социальную сферу в государстве, убеждена женщина, нужно срочно что-то менять.

”Долгое время брат находился в доме по уходу, поскольку он лежачий больной плюс у него после скорой появилась какая-то странная инфекция, которую никто никак не может вылечить, — рассказывает Ольга. — Но выкладывать огромные суммы денег за уход постоянно нам не по силам… Сейчас Виталия забрал на время к себе папа, который живет в Раквере, но он пенсионер и тоже 100%-ный инвалид. И ему очень сложно ухаживать за сыном. Я же в Эстонии постоянно не живу”.

Она добавляет, что у Виталия есть взрослый сын, но он, по словам сестры, когда с ним связались и сообщили о случившемся, особого интереса не проявил. Ольга считает, что это могло быть потому, что мать мальчика годами настраивала его против отца.

”Последние четыре года Виталий был один, — констатирует она. — И сейчас он, получается, никому не нужен. Я в Эстонии — не постоянно, а если папа умрет, что станется с братом?”

Она считает, что в данной ситуации как фирма GT4U, так и фирма Elektrilevi должны взять на себя отвественность и помочь Виталию финансово. Содержание брата каждый месяц влетает в копеечку — плата за дом по уходу, памперсы, лекарства, разные приспособления, реабилитация…

”Его восстановление идет, но очень медленно, — вздыхает сестра Виталия. — Он уже начал чувствовать нижнюю часть тела, мы делаем ему массаж, лечим его инфекцию. Но если бы не было стестенности в средствах, он, думаю, быстрее встал бы на ноги”.

Адвокат уже направил в фирму Connecto Eesti AS (Elektrilevi) письмо с требованием выплачивать пострадавшему 1444 евро, поскольку именно их недоработки в сфере безопасности необратимо изменили жизнь Виталия, но оттуда пришел ответ, что так как сейчас отпуска, то решение будет принято 6 августа.

А вот от фирмы-работодателя Ольга, однако, ничего особо и не ждет: ”Брат работает с ними гораздо дольше, чем они утверждают. Просто руководитель этой фирмы обанкротил ту, работников сократили, а потом он основал новую фирму и взял старых работников туда. Сейчас вот, я смотрела, у них почти 70 000 евро долга по налогам перед государством…”

Член правления GT4U Тийт Курвитс прокомментировал ситуацию так: ”Трудовая инспекция должна вынести решение по поводу случившегося и выявить виновного или виновных. Описать, кто и что не сделал. Только на основании этого решения можно назначить размер компенсации и человека, который будет ее выплачивать”.

Однако такое решение уже есть, и те, кто нарушил закон, в нем указаны. Но фирмы продолжают спихивать ответственность друг на друга, и надежды для инвалида и его семьи пока нет.

Поделиться
Комментарии