"Отказ от этого принесет с собой разрушение развиваемой до сих пор самостоятельной обороноспособности и выбрасывание заработанного международного капитала безопасности на помойку", — констатировал Рейнсалу. Он продолжил, что 2% ВВП на военные расходы — это не только обещание, данное накануне вступления Эстонии в НАТО, но и методически рассчитанный минимум, с помощью которого типичное государство-член НАТО в состоянии обеспечить дееспособность своей обороноспособности. "2% гарантируют, чтобы, кроме оплаты персонала, денег хватило бы и на инвестиции, и на выучку", — добавил министр.

По его мнению, чтобы Эстония смогла через 5-7 лет использовать в кризисной ситуации свои боевые машины пехоты, надо уже сейчас заниматься обучением будущих специалистов и инструкторов за границей, поставкой поддерживающего вооружения противовоздушной обороны, создавать склады и площадки хранения техники и боеприпасов, развивать полигоны, обучать подразделения и т.д.

"Самая большая гарантия безопасности для маленького государства, подобного Эстонии, это его имидж серьезного партнера, который держит слово и не ходатайствует о жизни за счет партнеров. Военные расходы на уровне 2% от ВВП (и заметный вклад в международные операции) сделали из Эстонии, наряду с Польшей, самого серьезно воспринимаемого союзника Центральной и Восточной Европы. Закрепился образ Эстонии как страны, несущей безопасность, для которой спешить на помощь в случае беды — это не только договорное, но и моральное обязательство", — рассуждает Рейнсалу.

"При оценке 2% надо брать в расчет то, что военный бюджет составляет от госбюджета в целом всего 4,75% (госбюджет 2014 года составляет 8,06 млрд евро, военный бюджет — 380 млн). Именно 4,75%, не 40% и даже не 14%. Таким образом, радикальное сокращение военных расходов и перенаправление сэкономленных за счет этого средств, например, в сферу ответственности министерств социальных дел или регионального развития не окажет существенного влияния на решение социальных или региональных проблем. Военные расходы, достигающие 2% от ВВП, надо рассматривать, скорее, как, с одной стороны, страховой полис, с другой — как инвестицию, где всеобщая "оборонная" обязанность взращивает связь людей с эстонским государством и привязанность к нему", — заключил Рейнсалу.

Поделиться
Комментарии