Даже не нужно приводить в пример Вавилонскую башню, чтобы понять, что небоскреб уже изначально является претенциозным и кокетливым, выражает желание быть чем-то большим – символом, связью, маяком. Офисную башню неизбежно окружает сутолока, вызванная приходом людей на работу и уходом с нее, а также обслуживанием клиентов. Точно так же, как в природе более естественны групповые перемещения, а не одиночные брожения, концентрирование офисов в одном месте можно считать довольно бережным с точки зрения  защиты окружающей среды делом. Вместо нескольких небольших парковок сооружается одна огромная, объединившись, можно сэкономить и на отоплении, освещении и водоснабжении.

Под воздействием экономического кризиса в Таллинне сравнительно недавно появились мощные небоскребы нового поколения, чье местоположение обусловлено не желанием заказчика, а исходит из специальной тематической детальной планировки расположения высотных зданий. На самом деле есть ирония в том, что не только они, но и многие другие новые офисные здания, которые в идеале должны были бы все кишеть, как пчелиный рой, по большей части пустуют. Зияют в темноте голые стены помещений, и возникает чувство, что мы будто в музее, где выставлены на обозрение различные дома. Причем просто так, не с каким-то особым расчетом, а в шутку.

Офисное здание в Рокка-аль-Маре – башня Audi

К бесчисленным торговым центрам, тоскливо простирающимся вдоль кромки моря в Хааберсти, недавно добавилась уравновешивающая вертикаль. Высотное здание, спроектированное архитектором Меэли Труу в бюро Nord Projekt, взбадривает низины, бесчувственные и кичливые массивы магазинов, а также скучные и построенные в опасной близости от моря жилые дома.

Если ледовый и концертный холл, автосалоны и магазины  в предместьях Ыйсмяэ построены так, что хочется это все когда-нибудь разом снести, то здание Ауди возведено с четкой целью более долгосрочного инвестирования. Теоретически, здесь должен был появиться еще одно 16-этажный дом, но визуально пейзаж уже и сейчас интересен.

Этот вид, конечно, слегка снимает нервное напряжение у сидящих в пробке на Палдиском шоссе, но еще более захватывающая картина этого района открывается со стороны прибрежного парка Штрооми, расположенного на противоположном берегу залива. Вогнутые и нависающие грани делают крупное здание более стройным. Эффект гигантских клеток темного и светлого фасадного покрытия выглядит излишне формальным и даже слегка незамысловатым, поскольку переходам между ними не достает детальной проработки. В то же время эта пижонистая игривость понятна, так как стекло уже давно больше не символизирует ни открытость общества и свободу от коррупции, ни современность.

Delta Plaza

Несмотря на нелепое имя, в лице здания Дельта Плаза мы имеем дело с абсолютно приличным строением, чей замысел принадлежит архитектурному бюро Юри Окаса и Марике Лыокесе. Задача 14-этажного офисного здания – стать будто бы связующим звеном ведущих магистралей (Пярнуского шоссе, Таммсааре теэ, Ярвевана теэ), и дать туманно неказистому, однако в высшей степени деловому району более выразительный характер. Этого архитекторы и добивались, фаллическая доминанта претенциозна, однако убедительна.

Но расположение на условной границе Таллинна и Ярве, а также просторная парковка являются преимуществом скорее для клиентов и прочих гостей, работать в дельте транспортной реки не слишком-то приятно. Хотя внешне дом могуч, эффектен и отполирован, постоянный поток машин, отсутствие тишины и просто возможности приятной послеобеденной прогулки, не привлекают здесь надолго задержаться -  лишь стать арендатором на какое-то время. Даже вентиляция с увлажнением воздуха, кафе, парковка для велосипедов, комнаты для курения общего пользования и ручная автомойка не выглядят особыми достоинствами по сравнению со свежим воздухом и растительностью.

Бизнес-центр Tammsaare

Способность бюро Nord Projekt хорошо решать задачи логистики, корректно справляться с большими, сложными и подчас довольно скучными проектировочными заданиями, несомненно, заслуживает признания. Ведь бизнес-центр Tammsaare, на первый взгляд, возведен на совершенно абсурдном месте. На склоне холма, на обочине одной из самых наших загруженных дорог, хотели получить большое здание, которое не выглядело бы неуместно по сравнению с доселе доминировавшими казармами Тонди и постмодернистским зданием магазина Selver.

Для этого архитектор Андрес Каристе создал подходящую закругленную форму, на которой взгляд прохожего задерживается волей-неволей. Фасад расположенного поодаль от дороги здания напоминает парадный подъезд мызы или дворца. Представительность убедительна, большие стеклянные площади солидны. Три корпуса или башни носят имена героев произведений Таммсааре. Не то, чтобы Андрес, Крыыт и Пеару звучали особенно по-городскому, но по крайней мере, это должно растопить сердца арендаторов, перебравшихся из провинции.

Лифты и лестницы симпатично расположены меж корпусов с целью проредить передвижение людских потоков в здании и оставить достаточно места для уединения. Здание хвалит и один из работающих в нем компьютерных гуру: «Расположение также позитивно. До сих пор шло частичное строительство, но теперь все более-менее готово. Вначале (весной) была полная неразбериха с отоплением и вентиляцией, сейчас все ОК. Возможности для парковки пока нормальные, но может стать плохо, когда весь дом будет заселен». Тем, кто пользуется общественным транспортом, сложнее, так как до автобусной остановки приходится идти довольно далеко.

Здание Nordea

Как можно предположить уже по названию, главным арендатором 14-этажного офисного здания, расположенного между улицами Лийвалайя и Маакри, является банк Nordea. Новейший небоскреб заметили многие. Строгий, но по-своему дорогой дом, в котором не поленились провести строительный надзор!

Бочкообразная башня работы архитекторов Эмиля Урбеля и Индрека Эрма очевидно, больше ласкает взор полиции вкуса, нежели здание Tigutorn в Тарту. Специалисты хотели не экспериментировать, метаться из стороны в сторону, а сделать нечто особенное, однако подходящее именно кварталу Маакри. И поскольку цилиндров у нас в Таллинне еще не много, то эта геометрическая форма и была взята за основу. Справедливости ради все же приходится признать, что, несмотря на эксцентричную внешность, в круглой башне Tigutorn есть квартиры с прекрасной планировкой. И с точки зрения обитателей, несомненно, лучше одинокой мачтой возвышаться над ландшафтом, нежели просто быть одним из высоких деревьев в лесу, как в случае со зданием Nordea.

Дом Nordea построили вокруг бетонного сердечника, в котором проложены все коммуникации. Главное, чем привлекает округлое в поперечнике здание, это, конечно, 360-градусный панорамный вид, которого все же нет в менее крупных помещениях. Поскольку речь идет о столь большой окружности, то дом выглядит захватывающе, прежде всего, при взгляде снаружи, как скульптура, но не во время пребывания внутри, где округлость не ощущается непосредственно.

Спланировали ли Урбель и Эрм здание получше, чем расположенные здесь же небоскреб работы бюро Ээка-Мутсо или гостиница Олимпия, с которой оно создает определенный ритм городского пейзажа? Не особенно-то. Но оно точно заслуживает большего внимания с архитектурной точки зрения, нежели Solaris, который своими новостями методично заполонил медиа-пространство.

Поделиться
Комментарии