Вчера граждане Польши выбирали президента. Бронислав Комаровский (Гражданская платформа) или Анджей Дуда (Право и справедливость). Почему сегодняшняя Польша делает выбор именно из этих кандидатов?

Эти партии очень похожи друг на друга и конфликт между этими партиями — а кандидаты в президенты лишь олицетворяют две главные политические силы Польши — конфликт персональный, на личностном уровне. Я называю это племенной системой, когда у двух похожих племен есть, соответственно, два вождя. Дональд Туск, например, продолжает контролировать ”Гражданскую. Платформу” даже находясь в Брюсселе. То же самое — Ярослав Качиньский. Они оба — одни из самых ярких личностей польской политики и продолжают контролировать свои племенные структуры.

В текущей польской политике бывает, что и другие партии иногда достигают заметных результатов и даже входят в правительство. Я говорю о партии ”Самооборона”, в рядах которой вы, например, делали свою политическую карьеру. Сейчас вы являетесь одним из лидеров новой партии ”Смена”. Когда ”Смена” сможет реально претендовать на Бельведерский дворец?

В принципе все возможно. Глядя на этот несменяемый двухпартийный картель у протестного электората периодически возникает желание поддержать другие партии, других кандидатов. Свидетельством этого является результат протестных кандидатов — назовем их так — во время первого тура нынешних президентских выборов. Ведь это — около 25% голосов, которые были получены кандидатами, представлявшими разного рода протестные движения.

Правда, история всех протестных движений заканчивается тем, что они становятся в польском парламенте жертвами коррупции — их попросту покупают. Либо они поглощаются коалиционным большинством. Их съедают. В Польше таких политиков в свое время называли бройлерами.

Партию ”Смена” уже сейчас пытаются съесть. Но мы активно ведем переговоры с внесистемными оппозиционными движениями. Успех партии ”Смена” заключается в том, что хотя она еще и не зарегистрирована, но уже некоторые из старых партий начали активно пользоваться лозунгами ”Смены”. Например, у нас позаимствован лозунг улучшения польско-российских отношений. Это уже успех. Ведь главное для начинающей партии сформировать повестку политических дебатов в стране.

Какое место занимают в польской внешней и внутренней политике страны Балтии? А в жизни простых поляков?

Обычные граждане слышали про Литву. Все-таки они учили в школе историю. Кое-что известно и о Латвии, потому что там проживает польское меньшинство. Польское меньшинство в Эстонии настолько невелико, что даже на научном уровне практически никаких книг об истории Эстонии нет.

Польская общественность очень активно интересуется своими соотечественниками за рубежом. Я бы даже сравнил это в эмоциональном смысле с уровнем заинтересованности Москвы российскими соотечественниками. Про Эстонию еще несколько лет тому назад знали многие польские предприниматели, потому что регистрировали здесь свои оффшорные компании. В свое время на улицах Варшавы появилось много машин с эстонскими номерами. А в польских СМИ Эстония демонстрировалась как образец либеральной трансформации национальной экономики. И никто не понимал, что, при всем уважении, нельзя ссылаться на опыт небольшого государства Эстонии, как на образец для Польши, страны с населением в 38 миллионов человек.

Эстония в Польше имеет положительный имидж в отличие от Латвии и особенно от Литвы. Последняя не пользуется симпатией в силу отношения Литвы к полякам, там проживающим.

Какое место занимает в польской внешней и внутренней политике Россия? А в жизни простых поляков?

Нет таких противоречий между Польшей и Россией как в свое время между Францией и Германией по одной простой причине. Франция и Германия являлись региональными державами-конкурентами, находившимися в более-менее равных весовых категориях.

Россия и Польша были примерно равновелики последний раз в XVII веке. Это настолько давно, что для современной польской идентичности уже не существует сентиментальных воспоминаний тех времен, о временах первой Речи Посполитой.

Я многим польским антироссийским деятелям задаю очень простой вопрос: ”А назовите мне, пожалуйста, хоть один пример противоречия национальных интересов Польши и России? Не про историю и про сталинские времена, а про сегодняшние текущие противоречия национальных интересов России и Польши?” В ответ молчание. Такого противоречия нет. Польша на сегодня является средним (по размеру) европейским государством, которое уже не должно предъявлять имперских требований к соседям, а вести себя так же рационально как это делают Словакия, Венгрия, Чехия.

Как в Польше отнеслись к мотопробегу ”Ночных волков”?

Я лично их встречал на границе. Основную группу не пустили на территорию Польши. Польское правительство в результате поставило себя в положение клоуна. Представьте себе, когда правительство 38-миллионного государства обсуждает проблему проезда через страну 11 мотоциклистов вместе с семьями и малолетними детьми как проблему ”угрозы национальной безопасности”. Это уже смешно. И абсурдно.

С польской стороны 11 российских мотоциклистов встречали 400 польских байкеров, из числа тех, кто ежегодно посещают Катынь и получают поддержку своих российских коллег. Затем сотни поляков вызвались проехать на своих байках по тому же маршруту, по которому должны были проехать ”Ночные волки”, посещая памятные места и кладбища на территории Польши. Акция, в результате запрета получилась еще более массовой.

Польша на сегодняшний день не стала и не станет политическим лидером в регионе. И не станет потому, что нельзя пытаться вести любую восточную политику, не учитывая российский фактор. Проект ”Восточного партнерства” сразу был обречен на провал, потому что он игнорировал российский фактор на постсоветском пространстве. К сожалению, Польша и ряд других стран являются ”троянскими конями” США внутри Евросоюза. Мы в настоящий момент ведем себя как Великобритания и пытаемся ”выйти” из ЕС.

Остановить этот процесс могут только в Берлине. Наступит момент, когда в Берлине скажут — хватит! Возвращайтесь или у вас начнутся экономические проблемы. Тогда все изменится. Если в Берлине не осмелятся выдвинуть такой ультиматум, то мы продолжим играть роль инструмента внешней политики США в Восточной Европе.

Для справки

Партия "Смена" была создана в феврале 2015 года. Пискорский был у ее истоков. Сам он — бывший член "Самообороны". В настоящее время его деятельность связана с Европейским центром анализа геополитики. Кроме того, политик известен своими выступлениями в эфире российского англоязычного канала Russia Today, пишут польские источники.

Пискорский периодически ездит на восток Украины, где общается с представителями самопровозглашенных ДНР и ЛНР.

Поделиться
Комментарии