Паэт отметил, что договор, который будет подписан 18 февраля, отличается от подписанного в 2005 году двумя предложениями: о том, что у сторон нет территориальных претензий друг к другу, и о том, что этот конкретный договор рассматривает только то, что касается государственной границы.

Паэт отметил, что с самого начала для подписания договора рассматривалось несколько возможных мест: Эстония, Россия или третье государство.

"16 января позвонил Лавров. Он сказал, что внутригосударственная подготовка завершена, и теперь можно было бы подумать о дате. Подошло 18 февраля", - рассказал Паэт, по словам которого, Лавров сказал, что если договор подписывать в обозримом будущем, то он сможет это сделать в Москве, так как времени приехать в Таллинн в течение пары месяцев у него не будет.

"Он сам предложил обязательно приехать в Таллинн, но во второй половине года. Министр иностранных дел России еще никогда не приезжал в Эстонию, что уже само по себе достойно сожаления", - отметил Паэт.

По мнению Паэта, ратифицировать договор в 2005 году не удалось из-за определенной неуверенности Эстонии в себе.

"Я считаю, что у Эстонии как государства могло бы быть достаточно уверенности, чтобы не слишком волноваться. Самым главным тогда и сейчас является то, что эстонское государство родилось в 1918 году и в 2018 году мы отметим столетие этого государства", - подчеркнул он.

"Но эти два дополнительных предложения должны устранить всяческие спекуляции. Одним словом, потребность добавить эти предложения в определенном смысле была связана с несколько слабой уверенностью в себе", - отметил Паэт.

Что касается переживаний националистов по поводу Печор и Ивангорода, то тут, по словам Паэта, два момента. "Как эстонское государство, в первую очередь, мы должны смотреть четко в будущее. Сегодня наше дело отстаивать то, чтобы у безопасности Эстонии была как можно более сильная база. И фиксированная граница является очень важным компонентом этого. Чем меньше у нас важных вопросов с Россией остается открытыми, тем лучше, - сказал Паэт. - И второй момент. Если кто угодно возьмет в руки карту Европы 1920 года и сравнит ее с нынешней картой Европы, то он увидит, что произошло с границами Европы за эти сто лет. Очень многое произошло. Так что речь идет в том числе и об исторической реальности и неизбежности".

На вопрос журналиста о том, подумывает ли Паэт о месте премьер-министра Эстонии, которое вскоре освободится, он ответил, что для этого нужна поддержка. "Здесь нужна прежде всего поддержка партии, затем поддержка других политических сил, общественная поддержка, поддержка со стороны президента. И тогда уже можно думать. Я обо всем этом думал в течение последних 20 лет. С того момента, как вообще начал интересоваться обществом", - отметил Паэт.

Поделиться
Комментарии