Вы прибыли из США. Узнали ли вы что-то конкретное относительно планов создания в сотрудничестве с США центра подготовки на авиабазе Эмари?

Президент США заявил, что он ведет переговоры с Конгрессом для того, чтобы усилить присутствие союзников. План заключается в создании в Эмари центра подготовки США-Балтии/Пыхьяла, но все хорошие большие планы нуждаются в деньгах. Так что мы ожидаем времени, когда Конгресс вернется с каникул и начнет рассматривать законопроекты. Для укрепления пограничных стран НАТО от Эстонии до Румынии планируется выделить 925 миллиардов долларов — это не средства, которые будут выдаваться государствам, а финансы, которые предназначены для проведения учений, перманентного присутствия и частично для строительства инфраструктуры.

Можно ли получить какое-нибудь представление о центре подготовки на основании примеров сотрудничества США с другими странами?

Таких многофункциональных центров нет, имеющиеся объекты преследуют разные цели. К примеру, база в Ласки в Польше является конкретным проектом, призванным помочь полякам взять в эксплуатацию истребители F-16.

Но ведь центр подготовки появится в Эстонии не по той причине, что американцам необходимы тренировки в зарубежных государствах, а для того, чтобы показать свое присутствие?

Политически да — это демонстрация присутствия. Эстония и ВВС Эстонии хотят, чтобы они получили здесь ценный опыт. […] Мы хотим, чтобы обученные здесь люди испытывали радость по поводу полученного здесь уникального опыта, чтобы они запомнили, что Эстония — это государство, которое следует защищать.

Что это могла быть за ниша? Что мы можем предложить особенного в качестве места подготовки ВВС?

Сами американцы ищут возможности для тренировок с самолетами разных стран для отладки взаимодействия между летательными аппаратами разных типов и использования разных тактик. […] На данный момент небо стран Балтии охраняют четыре государства: в Эстонии находятся самолеты Германии, в литовском Шалуяй самолеты Португалии и Канады, помимо этого к этой цели привлечена Польша. Если прибудут и американцы, то группа для тренировок будет весьма разномастной.

Если говорить про будни, что означает большее количество самолетов в нашем воздушном пространстве?

Наше воздушное пространство хорошо организованно для четырех перехватчиков, находившихся здесь десять лет. Теперь, когда самолетов стало 12 и их число увеличится, в воздушном пространстве станет тесно — мы должны начать переговоры с партнерами из гражданского сектора о об увеличении пространства для проведения маневров без помех для гражданской авиации. В противном случае области маневров станут пересекаться с трассами гражданской авиации как по высоте, так и по ширине — многие тактические маневры предусматривают быструю смену высот на большой площади. Современные самолеты все же не садятся друг-другу на хвост и не расстреливают противника из пулеметов, как это было во время Первой мировой войны. Зачастую огонь открывается еще до визуального обнаружения по данным радара.

Что показывали радары в последнее время? Что происходит за нашими границами?

Полеты по сравнению с прошлыми годами участились. Большое затишье наблюдалось в промежутке с 2006 по 2008 годы. После Грузии активность стала постепенно возрастать, значительный рост пришелся на 2011-2012 годы, на данный момент она достигла пика. Проводятся различные упражнения, мы засекали множество транспортных перелетов к зоне проведения операций, то есть к границе Украины. Заметно, что Россия всерьез занята развитием вооруженных сил и ВВС, они получают новые платформы. Новый фронтовой бомардировщик Су-34 уже производится, первые подразделения уже летают и проводят на них учениях. Россия относится к реформе вооруженных сил очень серьезно.

К нашему счастью, электроника наших союзников лучше российской, но новый фронтовой бомбардировщик произвел фурор возможностями своего радара по обнаружению целей и координации огня. На какое расстояние? Один из любимейших аргументов интернет-комментаторов, выступающих против увеличения оборонных расходов Эстонии, заключается в том, что война будет завершена едва начавшись, поскольку от жизненно необходимых объектов останется мокрое место. Сможем ли мы предпринять что-нибудь до этого?

С точки зрения имеющихся вооружений — мир ужасное место, остается только надеяться, что человеческий разум не позволит применить ядерное вооружение больше никогда. Что я могу сказать? 25 лет назад Россия была сверхсилой, которую боялся весь мир. Думать сейчас о том, что она не является серьезным противником несерьезно. Россия — серьезный противник. Смогла бы она противостоять НАТО в конвенциональной войне? Нет, не смогла бы. НАТО в конвенциональной войне сильнее, особенно если говорить о превосходстве в воздухе. Сухопутные войска НАТО обладают лучшей подготовкой, они лучше снаряжены, то, что у другой стороны больше человеческих ресурсов — не всегда важно.

За сколько времени можно предупредить о воздушном ударе по нам?

Незаметно подготовить массированную воздушную атаку очень трудно. В этом случае меняется характер поведения. О том, что что-то происходит, мы бы узнали самое малое за несколько дней. В этих условиях было бы возможно подтянуть войска НАТО поближе.

Поделиться
Комментарии