Выступая на шестом форуме "Гражданский мир", социолог Международного центра оборонных исследований Юхан Кивиряхк сказал: "В опросах общественного мнения готовность к обороне измеряется в "пассивном" и "активном" аспектах двумя разными вопросами. Первый (активный): если Эстония подвергнется нападению агрессора, должны ли мы непременно оказать вооруженное сопротивление? Второй (пассивный): готовы ли вы лично в случае агрессии в меру сил и возможностей принять участие в обороне Эстонии? И совершенно логично, что утвердительных ответов на первый из вопросов бывает больше, чем на второй — хотя бы в силу того, что утвердительно на него реже отвечают женщины, неграждане и старики. Отмечу, что "пассивную" готовность к обороне в Эстонии на протяжении вот уже многих лет выражает 2\3 опрошенных, причем вне зависимости от пола, возраста, цвета паспорта и даже родного языка. А вот "активная" оборонная позиция разнится у представителей коренной и некоренных национальностей. И в первую очередь это продиктовано отсутствием у значительной части русскоязычных респондентов эстонского гражданства а, следовательно, и конституционной обязанности защищать Эстонию", — передает Раэпресс.

По мнению Кивиряхка, тот факт, что за последние два года готовность русских защищать Эстонию с оружием в руках резко снизилась, объясняется "катастрофическим падением доверия к эстонским государственным институтам и, в первую очередь, органам политического представительства".

Обращаясь к теме срочной службы, Кивиряхк отметил, что служба в армии формирует и соответствующее мировоззрение — так, 75% отслуживших в армии молодых людей выражают готовность принять участие в военных действиях в случае агрессии. Среди тех, кто в армии не служил, такой точки зрения придерживается лишь 40%.

По словам Кивиряхка, исследования, проводимые на протяжении восьми лет, позволяют утверждать, что служба в армии в значительной степени сближает молодых людей разных национальностей — они могут похвалиться не только единодушием в вопросах обороны, но и схожим пониманием проблем общественной жизни. "Рискну утверждать, что армейская служба является действенным интеграционным механизмом", — отметил социолог.

Однако, пишет "Столица", говоря об обороне нашей страны, трудно обойти вниманием тот факт, что роль агрессора в Эстонии традиционно делегируется России. Как это обстоятельство влияет на готовность молодых людей защищать Эстонию с оружием в руках?

Отвечая на вопрос газеты, Кивиряхк сказал: "Готовность жителей Эстонии к обороне довольно высока. Однако следует, безусловно, считаться с тем, что эта острая антироссийская риторика, столь популярная в последнее время, многих задевает за живое. И при организации армейской службы это нельзя упускать из виду. Но все же я считаю, что эти трудности преодолимы. Хотя бы потому, что оборона — это не против кого-то, это, в первую очередь — за. И вопрос, следует, очевидно, ставить так: нам необходимо создать и укрепить эти общие ценности, ЗА которые мы сможем бороться плечом к плечу".

Поделиться
Комментарии