Письмо к полудню уже поддержало около 200 человек, в том числе другие известные писатели страны, Яан Кросс и Рейн Вейдеманн.

"Эстония на распутье

Правые, вдохновленные крахом псевдосоциализма Советского Союза, хотят теперь выплеснуть с водой младенца, аннулировать всё, чего достиг рабочий народ за последние полтора столетия, вернуть мир обратно во времена раннего капитализма.

Такой поворот назад оправдывается и обуславливается свободой, которую якобы угнетает созданное социал-демократией государство. Главным врагом правых как раз и было образовавшееся в XX веке государство, которое обеспечило своим гражданам социальные гарантии, право на образование, медицинскую и социальную помощь и на безопасность, создав для людей равные возможности для самореализации, вне зависимости от их богатства. А теперь государство обвиняют, что оно плохой хозяин, что оно зажимает предпринимательство, ограничивает право людей пользоваться собственностью.

Наступление на государство ведется по многим фронтам. Государство ослабляется опосредованно — путем создания альтернативных частных структур: охранных фирм, больниц, почт — и напрямую, путем усечения источников дохода.

Если инициированная нынешней правящей коалицией налоговая реформа пройдет — речь будет идти по существу о правом перевороте. Эстонское государство, эстонская независимость родились под сильным влиянием социал-демократии, в Эстонии до сего дня считалось важным, чтобы государство защищало и основные права граждан, и социальную справедливость. Теперь хотят снизить подоходный налог с частного лица с 26 до 20%, что значительно уменьшит доходы государства и особенно местных самоуправлений.

Риторика правых отвергает перераспределение богатств, хотя в то же самое время Рийгикогу принимает инициированный правыми закон о родительской компенсации, который означает перераспределение денег от бедных к богатым.

Свою программу реформ, являющуюся программой государственного переворота, правые не составляют себе труда даже объяснять, ограничиваясь лишь банальными пропагандистскими фразами. Такую самоуверенность им придает слабость мысли и активности левых в нашей политике и общественном мнении — которое, опять-таки, открыто управляется властью денег, капиталом, — у которых нет ни национальности, ни родины.

Правые объявляют социал-демократию вместе с идеей социальной справедливости устаревшими, непригодными в глобализующемся мире, в постиндустриальном обществе. Они забывают, что социал-демократия воплощает изначальное стремление к более человечному, справедливому и разумному построению общества, которое так же актуально в аграрных, индустриальных, как и в постиндустриальных обществах потребления. Тому, кто считает, что, долго находясь у власти, социал-демократы затормозили экономическое развитие и сделали общество менее конкурентоспособным, можно напомнить, что к самым удачным, сильным и конкурентоспособным странам мира главным образом принадлежат именно руководимые и сформированные социал-демократами Швеция, Финляндия и другие Северные страны. С XIX века и по сей день социал-демократия постоянно развивалась, иногда, конечно, через кризисы и конфликты, но снова и снова доказывая свою жизнеспособность и полезность в меняющихся условиях.

Парадокс современной Эстонии и состоит в том, что государством правят те, кому Эстонское государство на самом деле не нужно и кто принялся это государство разрушать, минимизировать. Те, кому не нужна родина, хотят теперь отобрать родину у тех, кому она необходима. Если нынешняя правящая элита воплотит свои желания, от государства останутся лишь немного властных структур и хилые больницы, школы и полиция — для бедных, для тех, кто уже не в силах платить за качественные услуги. Эстония необратимо разваливается на две Эстонии. Без наличия способных к действию левых сил государство в современном мире выглядит так же неуклюже, как человек без левой руки.

Сейчас еще есть возможность остановить это роковое развитие. Сейчас у левых, да и просто у здравомыслящих, смотрящих в будущее и имеющих здравый смысл сил — последнее время объединиться и пресечь в Эстонии правую монополию, восстановить утраченное равновесие, социальную справедливость и просто здравый смысл, защитить Эстонское государство, которое для нашего народа — единственная родина, единственный наш общий дом. То, за что в течение поколений выступала социал-демократия. Сейчас последний момент, когда социал-демократия может скинуть покровы и выступить под своим настоящим именем, вступив в сражение за свои принципы".

Поделиться
Комментарии