Любопытно, что канцлер права Индрек Тедер возбудил расследование по случаю с четвероклассницей Лаагнаской гимназии Надей Лебедевой, основываясь на материалах прессы – после публикации в газете «МК-Эстония» (от 10.12.2008), перепечатанной затем и другими изданиями. Бюро посчитало необходимым проверить положение дел не только в данной школе, но и в Силламяэской эстонской гимназии, откуда поступил похожий сигнал, а также в прочих эстонских гимназиях по стране.

Индрек Тедер отметил, что при бесспорности того, что государcтвенный язык является языком преподавания в эстонской школе, запрет для учеников пользоваться родным языком на территории школы вне учебного процесса не является обоснованным. Получив объяснения по поводу случившегося от руководства школ, канцлер права отправил министру образования Тынису Лукасу письмо. В нем он интересуется, какую помощь государство оказывает эстонским школам для адаптации неэстонских учеников, какие методики разработаны для этих целей и что планируется впредь. Ответ из Министерства образования ожидается в течение трех недель.

Директор Лаагнаской гимназии Мартин Каазик сообщил «МК-Эстонии», что школа дала развернутые ответы на все вопросы канцлера права, а еще раньше статья основательно обсуждалась не только с педагогом Лийей Оппманн, которая явно перестаралась, записывая замечания в дневник ребенка, но со всем педагогическим коллективом. Поэтому повторение подобного в их школе, уверяет Каазик, исключено. C Надей же больше нет никаких проблем. Бабушка девочки Зинаида Андреевна подтвердила, что отношения с учительницей у ребенка нормальные.

Пресс-секретарь бюро канцлера права Яана Падрик сообщила нам, что, пока ведется расследование, они комментариев не дают.

Директор эстонской Ласнамяэской общей гимназии Мерике Вааранди сказала, что у них каждый девятый ученик – неэстонец. Плюс множество детей из смешанных семей. Но никаких дополнительных средств на их обучение они никогда не получали. Только года 3-4 назад Фонд интеграции принял их проект, профинансировав дополнительные уроки для нуждающихся в этом неэстонских учеников. Но уже на следующий год в финансировании отказали, хотя в школе работает блестящий педагог, автор учебников Кюлли Лоппманн. Cейчас она ведет дополнительные уроки для неэстонских пятиклассников, но платить за это приходится какие-то крохи из фонда школы.

Мерике Вааранди говорит, что своими русскими учениками она довольна: среди них и медалисты, и активисты, и способные спортсмены. А осенью они планируют открыть первый класс для русскоговорящих детишек – нечто вроде классов глубокого погружения, действующих в русских школах. Учителя и психолог уже прошли соответствующие курсы. «Жаль только, - говорит Вааранди, - что министерство традиционно поддерживает только классы погружения, а эстонские школы, в которых учатся русские дети, должны выпутываться как могут. Никакой поддержки им нет». Может, поэтому и возникают ЧП, хотя о чем-либо подобном в своей школе директор не слышала.

Поделиться
Комментарии