"Как вы знаете, в этом году десятые классы перешли на эстонский язык обучения. В Нарве это те, кто весной этого года сдал государственный экзамен по эстонскому языку в среднем по городу на оценку 2,89 по пятибалльной системе. По стобальной на 49,1, — сказал Стальнухин Delfi. — Понимая эту ситуацию, мы еще в феврале после получения соответствующих ходатайств от попечительских советов шести школ обратились в министерство с просьбой продлить нам обучение на русском языке. Ответа в установленные законом сроки мы не получили. После этого мы обращались и беседовали непосредственно с городскими властями. Я уже будучи депутатом парламента вместе с председателем городского собрания и заведующей отделом культуры встречался и с министром, и с вице-канцлером министерства Кюттисом, и с начальником отдела общего образования Ирене Кяосаар".

"Мы предлагали им договоренность — просили дать отсрочку на пять, а лучше на десять лет с тем, чтобы в эти сроки мы могли наладить сотрудничество с кафедрами эстонского языка как иностранного Тартуского и Таллиннского университетов, чтобы найти возможность обучить будущих гимназистов разработкой новых методик, внедрением учебных пособий, нового учебного плана с целью, чтобы за эту тысячу с лишним часов дети выучили эстонский язык. Никто не протестует против того, чтобы учить эстонский. Он всем нужен, это понятно. Но после этого опять никакого ответа".

"Вчера я разговаривал на эту тему с Мартом Лааром как с председателем Союза Отечества и Res Publica, — продолжает депутат. — Мы говорили о том, что у города есть интерес сохранить муниципальные школьные учреждения, но при условии, что мы вместе с министерством и вузами Эстонии будем заниматься эффектизацией преподавания эстонского языка. Дети должны знать его на близком к совершенству уровне к девятому классу, когда начинается гимназическая ступень. В противном случае получение образования для русскоязычных людей станет проблемой. Да, эстонский язык они к концу гимназии, может быть, будут знать, но попадут в ситуацию, когда школьники по всей Эстонии будут сдавать одни и те же экзамены — математику, иностранный и эстонский. Это значит, что вузы при поступлении будут диктовать свои критерии. У нас вся сила уйдет в пар, и дети будут становиться неконкурентоспособными. Химия у них на эстонском, биология на эстонском, история на эстонском. Куда они могут поступить?"

Министерство заменит учителей русских гимназий оставшимися без работы учителей эстонских школах

"Если это продолжится, то рано или поздно репрессии затронут учителей русских школ, — уверен Стальнухин. — У Министерства образования в планах сократить от 120 до 174 гимназий. Это означает, что под сокращение пойдут и учителя. По крайней мере, совершенно очевидно, что они собираются заменить нынешних учителей русских гимназий теми, кто останется без работы в эстонских школах. Нас это не устраивает. Единственный выход из ситуации — это учредить частную русскую гимназию, которая поставит перед собой цель давать самое лучшее среднее образование. А для этого нам нужны те, кто может помочь методиками, повышением квалификации учителей, сотрудничеством между учебными заведениями, выездными лекциями, дистанционным обучением и другими вещами".

"Начать надо со здания — оно должно быть достаточно большим, чтобы в перспективе вместить половину нарвских гимназистов. Также мы занялись поиском партнеров. На сегодняшний день нам нужны те, кто будет помогать соотечественникам за рубежом. Если родное министерство не заинтересовано в наших детях и хочет сделать из них отщепенцев и люмпенов, то мы всегда найдем поддержку там, где нас помнят и знают. Министерство не может отрицать, что мы предлагали всевозможные компромиссы — но оно от них отказалось. Значит, нам просто не оставили выхода, и мы будем учреждать частную школу", — сказал Стальнухин и добавил, что уже подписаны договора с московским лицеем "Вторая школа" и "Домом Лосева", который называют философской академией России, а также планируется заключить аналогичное соглашение с Ленинградским государственным университетом и Московским государственным университетом, чтобы обеспечить высокий уровень преподавания иностранных языков.

"Русская частная гимназия будет показывать пример того, как реально надо учить русских детей эстонскому языку. Мы надеемся, что нам ни Тартуский, ни Таллиннский университет нам не откажет. В ближайшее время мы обратимся к ним с предложением сотрудничать в выработке эффективных методик преподавания эстонского языка на всех ступенях с 1 по 9 класс".

На вопрос о том, когда же планируется открытие гимназии, Стальнухин ответил, что готов приложить все усилия, подготовить документы и открыть школу с 1 сентября 2012 года. "Если будут ставить палки в колеса, то с 1 сентября 2013 года", — добавил он.

Кто будет финансировать русскую частную гимназию?

"Согласно закону, государство оплачивает обучение ученикам частной гимназии так же, как ученикам муниципальной. Город, являясь учредителем и прекрасно понимая, что это же наши дети, на этом экономить не собирается. Так что будем поддерживать эту школу так же, как другие: ремонтами, зарплатами и так далее".

Что касается платы за обучение, то сейчас этот вопрос анализируется юристами. Формулировки закона — обязательна плата или нет — можно понимать двояко. Если плата за обучение в частной школе окажется необязательной, то мы ее вводить не будем. Если окажется обязательной, то установим сумму, например, 1 евро в год. Гимназия должна быть доступна для всех".

Важно получить от России мозги и опыт, а деньги как-нибудь сами найдем

"Что касается российского финансирования, то российскими законами запрещено финансировать общественные организации за пределами России, — напоминает Стальнухин. — Допустимо помогать, например, учебной литературой или какой-то учебной техникой. Для нас важно получить такой компонент, как мозги, опыт, а уж деньги как-нибудь сами найдем".

При этом Стальнухин подчеркивает, что открыт для любых переговоров с министерством: "Хочу отдельно подчеркнуть, что при этом мы открыты для переговоров с Министерством образования Эстонии. Я как депутат парламента не понимаю, почему мне легче найти общий язык с директорами школ, с ректорами вузов и даже с чиновниками от образования в России, чем на моей родине в Эстонии. То , что сейчас творится в Министерстве образования, ничем объяснить просто невозможно".

Поделиться
Комментарии