Директором какой школы вы себя ощущаете — русской или эстонской?

В каком смысле, русской или эстонской? Это школа, но то, что русскоязычная, я это очень хорошо понимаю.

Гимназическая ступень у вас уже изучает 60% предметов на эстонском языке?

Да.

А решение об этом в силе? Насколько мне известно, в школе были скандальные перипетии с легитимностью попечительского совета.

Знаете, я хочу начать с чистого листа. Думаю, что и родители хотят оставить это где-то там в стороне. И мы постараемся начать с нового листа, чтобы работать в мире, содружестве. Это моя цель.

Если вновь избранный попечительский совет скажет, что решения прежнего были незаконны, что он хочет представить новое ходатайство, чтобы обучение в гимназии осталось на русском языке, это уже невозможно?

Мы будем действовать по законам. И не только по законам, но и по желанию родителей и учеников, потому что в kümblusklassid (классы языкового погружения. — Ред.) поступают ведь ученики не без решения родителей.

Куда в этом году было больше желающих среди родителей первоклассников — в класс погружения или русский?

У нас один класс — 22 ребенка. Но разделился он на чисто русскоязычный и класс экспериментального погружения с некоторыми предметами на эстонском языке. Скажем, искусство, пение.

Как вам кажется, останется в Тапа образование на русском языке?

Если мы сможем с родителями договориться о том, что они согласятся на keelekümblus или с первого класса, или с шестого, думаю, что останется. Я знаю, что многие родители хотят, чтобы дети выучили эстонский язык здесь, в русской школе, в keelekümblus, потому что тут их окружает славянская культура (здесь не только русские дети). Я считаю, что это выход. Просто это надо родителям понять, надо объяснять им, что это означает. И русский язык и русская литература в таком случае остались бы на русском языке. Но если все обучение переведется только на русский язык, то (переходит на эстонский. — Ред.) это естественное явление, что эта школа уменьшится и позже, может быть, исчезнет.

Поведут детей в эстонскую школу?

Да. Я работала в эстонской школе, знаю, как много там таких учеников было.

То есть русская школа умрет естественной смертью?

Можно и так сказать. Хотя слово "смерть" мне не нравится.

Поделиться
Комментарии