Акции Krediidipank утекли на Кипр

Принадлежащее супруге председателя правления Эстонского кредитного банка Андруса Клуге предприятие Firmex Investeeringud в марте этого года приобрело у Банка Москвы 8,5% акций Кредитного банка. Примерно в то же самое время разгорелся скандал вокруг президента Банка Москвы Андрея Бородина, который пытался воспрепятствовать переходу подконтрольного Юрию Лужкову банка в руки другого крупного российского банка - ВТБ. Об этом сообщило издание Eesti Päevaleht.

Сейчас Бородин и его первый заместитель Дмитрий Акулинин скрываются в Лондоне.

Банк ВТБ утверждает, что Бородин утвердил продажу акций Андрусу Клуге, а также представителям трех зарегистрированных на Кипре фирм уже после прекращения своих полномочий. В результате этих сделок участие Банка Москвы в Eesti Krediidipank уменьшилось с 43,79% до 16,22%. Отметим, что Эстонский кредитный банк является пятым по размеру кредитным учреждением из 18 действующих на эстонском рынке банков.

Новым владельцем акций может стать полочная швейцарская фирма?

В июне Банк Москвы добился того, что Харьюский уездный суд запретил фирмам Firmex Investeeringud, Genovia Invest, Olix Holdings и Lazuron Investments Limited осуществлять любые сделки с принадлежащими им акциями Эстонского кредитного банка. Данный запрет действовал до 1 ноября. Между тем, уже в ближайшие дни владельцем 27,57% акций Кредитного банка может стать швейцарская компания RLS Finance. Пресс-секретарь банка Аллан Соон подчеркивает, что речь идет о фирме, действующей с 60-х годов прошлого века и специализирующейся на консультациях в области финансов и недвижимости. В Банке Москвы при этом подозревают, что речь идет о полочной фирме, зарегистрированной в Швейцарии.

Представитель Банка Москвы прокомментировал, что москвичи были вынуждены пойти на эту сделку. Дело в том, что руководство российского банка убеждено - 7,95 млн евро за 10 748 акций Кредитного банка (а именно такова общая стоимость совершенной весной этого года Андреем Бородиным сделки) - это слишком мало. Банк Москвы сумел через суд заблокировать эти акции и достиг соглашения о выкупе пакета акций с кипрскими компаниями, имеющими при этом весьма сомнительную историю. Одним из условий как раз и является то, что банк сразу перепродаст акции зарегистрированной в Женеве фирме RLS Finance - но уже за большую сумму, чем предлагалось ранее.

Фининспекция "внимательно наблюдает"

Председатель правления Финансовой инспекции Рауль Мальмстейн сказал, что внимательно наблюдает за движением акций Eesti Krediidipank, но не может давать комментарии из соображений конфиденциальности.

Стоит отметить, что глава Кредитного банка Андрус Клуге и член правления Фининспекции Андрес Кургпылд в свое время учились в Таллиннском техническом университета на одном курсе.

В банке Москвы также обращают внимание на целый ряд связанных с деятельностью Кредитного банка фактов, на которые по их мнению, стоило бы обратить внимание Фининспекции Эстонии.

Кто такой Уку Таммару?

В частности, в распоряжении Delfi имеется информация о том, что один из членов правления Кредитного банка - Уку Таммару, работающий в банке более 10 лет, не только называет себя "другом детства" Андруса Клуге - главы банка, но и являлся в период с 29.05.1998 по 25.08.2003 членом правления ликвидированного к настоящему времени акционерного общества Kamee Mööbel, причем одним из деловых партнеров Таммару по фирме Kamee Mööbel был Андрус Каарма, убитый в сентябре 2006 года.

В судебном постановлении по фирме Kamee Mööbel поводом для вынужденного прекращения ее деятельности назван непредставленный отчет за 1999 год, т.е. тот период, когда Таммару был членом правления. На тот момент, когда суд вынес решение о принудительной ликвидации мебельной фирмы, Таммару также являлся членом ее правления. Представитель Банка Москвы в разговоре с Delfi напомнил, что согласно параграфу Закона о кредитных учреждениях, в правление или совет принадлежащих кредитному учреждению фирм запрещено назначать лиц, чья предшествующая деятельность повлекла за собой принудительную ликвидацию коммерческого объединения.

«Закон не надо рассматривать формально»

Однако, в пресс-службе Кредитного банка порталу Delfi заявили, что пресловутый пункт 3 параграфа 48 закона о кредитных учреждениях подлежит применению не формально, а по существу. "Предпосылкой для применения вытекающего из закона запрета является оценка деятельности руководителя компании и наличие связи с причинами, повлекшими принудительную ликвидацию. Сама по себе принудительная ликвидация коммерческого объединения не дает оснований сомневаться в профессиональных или руководящих качествах члена правления. Принудительная ликвидация коммерческого объединения может быть обусловлена объективными причинами и быть в экономическом плане самым целесообразными выбором для предприятия", - сказал пресс-секретарь Кредитного банка Аллан Соон.

В том же ключе был выдержан и комментарий Союза банков. Исполнительный директор Союза банков Эстонии Катрин Талихярм указала, что при трактовании закона о кредитных учреждениях нужно учитывать роль конкретного члена правления в процессе ликвидации коммерческого учреждения. Оценку пригодности членов правления Кредитных учреждений может дать Финансовая инспекция.

Председатель правления Финансовой инспекции Рауль Мальмстейн сказал, что в рамах проверки на пригодность, проводящейся Фининспекцией, лицо должно представить требуемую информацию; кроме того, финансовый надзор собирает информацию и самостоятельно, в том числе и из третьих источников.

"На основании собранной информации Фининспекция делает вывод, подходит лицо для должности или нет. Если после проведения проверки ФИ получает новую информацию, надзор, несомненно, вносит уточнения. Если то или иное лицо не подходит для должности, ФИ имеет право сделать финансовому учреждению, руководителя которого это касается, предписание. При невыполнении предписания ФИ имеет право требовать отзыва руководителя кредитного учреждения через суд", - передала пресс-секретарь Фининспекции слова Мальмстейна.

Однокурсники – не аргумент

Направленный порталом Delfi вопрос о связи между членом правления ФИ Андресом Кургпылдом и председателем правления Кредитного банка Андрусом Клуге глава Фининспекции охарактеризовал как "субъективный и спекулятивный".

"Андрес Кургпылд, действительно, закончил в 1995 году экономический факультет ТТУ, но Кургпылд и Клуге учились на разных учебных направлениях. Диплом ТТУ есть у многих людей, работающих в Эстонии и имеющих экономическое обрахование. С учетом немногочисленности эстонского общества, многие члены руководящих органов многих участников рынка ранее учились или работали в одно и то же время или в одном и том же месте с членами правления Финансовой инспекции", - сказал Мальмстейн.

"Подвергать сомнению независимость надзора Фининспекции в данном контексте было бы неуместно и непристойно", - добавил он.

Поделиться
Комментарии