Алла Богдан живет в Кивиыли в частном доме. Долгое время и она, и ее соседи платили за воду, исходя из того, сколько человек зарегистрировано по адресу. Полтора года назад фирма OÜ Järve Biopuhastus, которая предоставляет услуги водоснабжения, обязала всех перейти на учет потребления воды по счетчикам. С этого момент у Аллы и ее семьи и начались проблемы, о которых они узнали намного позже.

Без всякой задней мысли

Так как у семьи Богдан частный дом и баня, им было поставлено два счетчика на воду, которые дистанционно отправляли показания в OÜ Järve Biopuhastus.

”Когда пришло это распоряжение поставить счетчики, мы согласились, не юлили, как некоторые, кто ставит счетчики только на одно здание. За такое можно на такой штраф потом нарваться! Мы все сделали, как нужно, — рассказывает Алла Богдан. — Первый месяц в OÜ Järve Biopuhastus видели наши счетчики, в счетах они были оба под одним и тем же номером. Потом пришел счет на две линии под разными номерами, а потом счета стали приходить без номеров, просто сумма к оплате”.

Алла все счета оплачивала, как только они поступали. Тогда она даже не задумывалась о том, почему в счетах нет никаких пояснений, номеров.

”Когда счетчики устанавливал мастер, он сказал, что это все дистанционно считывается. Они будут раз в месяц проезжать мимо и получать показания. Так как квитанции были, у нас никаких сомнений не закрадывалось. У соседей тоже все было нормально, никаких проблем, — отмечает женщина. — Одни ставили на полгода раньше нас счетчики, другие на месяц позже. И тут вдруг через полтора года нам заявляют, что все это время мы платили только по одному счетчику, и теперь должны погасить долг 240 евро!”

Алла не понимает, почему это выяснилось только сейчас. Она полагает, что в фирме могли заметить, что с одного счетчика не приходят показания, и раньше дать об этом знать.

”Нас обязывают заплатить, как будто мы специально обманывали их. Какая-то тупиковая ситуация. Предлагают, чтобы мы сами составили график выплаты долга. Но это же их ошибка, не наша! — возмущается женщина. — Хочется, чтобы объяснили, кто прав. Может, мне и надо было как-то контролировать… Но как, если это цифровые дистанционные счетчики? За прошлый месяц снова пришел счет, и там только сумма. Вот как так? Я снова звонила в OÜ Järve Biopuhastus, и там сказали, что, так как в бане не набрался один куб воды, за нее платить не надо. Лучше бы так и писали, что 0, а то теперь боимся повторения истории”.

Три года не прошло

В OÜ Järve Biopuhastus подтверждают, что по адресу, где живет Алла Богдан, действительно в июле 2017 года были установлены два так называемых дистанционно считывающих водных счетчика, из которых один измерял потребление воды в жилом помещении, а второй — в бане. По техническим причинам показания одного счетчика не были считаны программой, и до сентября 2018 года в счетах, выставляемых клиенту, были только показания одного счетчика. Количество потребляемой воды — в среднем два кубометра в месяц.

”Уточняем, что в счетах ежемесячно были показаны объемы потребления воды в бане, тем самым, не были представлены объемы потребления воды в жилой зоне, которые, конечно, больше, чем потребление в бане”, — отмечает менеджер по обслуживанию клиентов OÜ Järve Biopuhastus Инге Бент.

Она добавляет, что это нормальная человеческая реакция, когда клиент не предъявляет претензий, если счета приходят в несколько раз меньше.

”В сентябре 2018 года клиенту были также выставлены счета за потребление воды в жилом помещении. Счет содержит количество фактически потребленных 162 кубометров воды, в среднем 12 кубометров в месяц. Период потребления был с установки счетчика — с июля 2017 года до сентября 2018 года”, — объясняет Инге Бент.

Показания счетчика, который находится в исправном состоянии в жилом помещении, подтверждает, что OÜ Järve Biopuhastus предоставило потребителю услугу, и потребитель ее получил. В данной ситуации, по словам Бент, клиенту неоднократно была предложена возможность выплатить долг, разбив его на более длительный период без применения пени, но клиент не согласен с этим.

Юрист Данил Липатов, партнер юридического бюро Progressor, говорит, что даже если долг образуется не по вине человека, следует исходить из того, что оплачивать надо фактическое потребление услуги. То есть в любой подобной ситуации следует определить, какой фактический объем услуги был потреблен, и заплатить за него.

”Тот факт, что долг возник не по вине собственника частного дома, указывает лишь на то, что к нему не должно быть применено никаких санкций. Человек хотел платить за услуги, но не мог этого делать. В данном случае, как я понимаю, фирма пошла навстречу, и ни о каких штрафных санкциях или пени речи как раз не идет, — комментирует юрист. — Раз закралась техническая ошибка, то собственник частного дома должен возместить только разницу между фактически потребленной водой и оплаченной”.

Данил Липатов добавляет, что при этом существует срок давности для подобных требований — три года. Так что если бы долг обнаружился, предположим, в 2021 году, то обязанности платить за потребленную в 2017 году воду у Аллы уже не было бы. Так как вся ситуация с ошибкой длилась всего полтора года, женщине придется заплатить поставщику воды 240 евро за все это время, но без каких-либо штрафов за несвоевременную оплату счетов.

Записали в должники

Ситуация, в которую попала Алла, не такая уж уникальная. В Эстонии учет потребления многих услуг происходит дистанционно, и со счетами потом может произойти путаница. В результате этого человек может стать невольным должником. Например, в 2014 году ”МК-Эстония” писала о Людмиле Некрасовой (фамилия изменена — прим.ред.), которая оказалась в списке злостных неплательщиков инкассо-фирмы за неоплаченные счета, которых не получала.

Дело в том, что Людмила была абонентом Elisa. В конце 2010 года ее часто не было в Эстонии, поэтому она не обратила внимания на то, что счета за телефон перестали приходить, тогда как связью она продолжала пользоваться. В итоге мобильный оператор выставил женщине счета на общую сумму больше 350 евро разом за полгода, хоть и признал, что это была их ошибка и предложил гасить долг частями.

Так как договоренность о погашении долга была устной, Людмила свою часть выполняла — выплачивала накопившуюся задолженность по 35 евро в месяц. А вот Elisa взяла и передала в 2012 году долг, накопившийся по их вине, вместе с пени в инкассо-фирму. Об этом Людмила узнала из искового заявления — на нее ”повесили” не только долг перед оператором мобильной связи, но и оплату услуг инкассо-фирмы, а также представлявшего их в суде юриста.

Ситуацию в итоге удалось разрешить уже в суде, но женщине это стоило много времени и нервов. И даже после этого ей пришлось приложить немало усилий, чтобы ее имя не числилось в списке должников, и она имела бы возможность взять кредит в других организациях.

Какое чувство вызвала у вас эта статья?

Радость
Удивление
Интерес
Никакое
Грусть
Злость
Поделиться
Комментарии