Чемодан, вокзал, Киев: украинские рабочие жалуются, что в Эстонии их ”кидают” на деньги
(1)Гражданин Украины Виталий Киричок (31) в ноябре прошлого года ступил на эстонскую землю в надежде подзаработать. Устроился в фирму Rendiproff OÜ. Его оформили официально на краткосрочную работу. Но потом, по его словам, платить перестали, и он был вынужден несолоно хлебавши уехать из страны. Фирма отрицает, что они не заплатили работнику. Как же иностранным гражданам, среди которых много украинцев, защитить свои права? И правда ли, что понаехавшие братья-славяне на самом деле отбирают хлеб у местных работяг? Выясняла "МК-Эстония".
История Виталия проста и печальна. Он думал, что нашел себе легальную работу, которая позволит ему остаться в Эстонии и закрепиться. Но в итоге платить перестали, ”кинули” его и его земляков и под конец лишь облагодетельствовали подачкой в виде 50 евро на билет до Киева.
”Они обставили это так, что тот, кто нами занимался, Александр, кинул их и уехал в Финляндию, — говорит Виталий. — В итоге получилась игра в доброго и злого полицейского. Мол, мы не виноваты, он нас тоже подвел, а мы из своих платить не будем. Они реально расслабились и заулыбались, когда мы сказали, что уезжаем тогда домой. Было видно, что гора с плеч”.
Дело ясное, что дело темное
Тут надо отметить, что многие не знают, но у работников-иностранцев в Эстонии — такие же права, как и у местных жителей. То есть обманутые украинцы могли бы обратиться с заявлением в Трудовую инспекцию или в суд. Другое дело, что те зачастую боятся отстаивать свои права.
”В итоге я отработал три месяца фактически за бесплатно. Мне не заплатили 1800 евро. И не только мне. Нам прямо сказали: будете требовать — напишем заявление в полицию, вас вообще депортируют”, — передает Виталий.
Он присылает множество фотографий выполненных здесь работ и дает контакты еще четверых своих земляков, которые точно так же пострадали от того, что им недоплатили. Однако из них говорить соглашается только один, Александр Кирик.
Остальные боятся. Хотя они уже и выехали из страны, но все же, видимо, не теряют надежды найти нормального работодателя и закрепиться в Эстонии.
”Да, кинули. Остались должны 350 евро, — говорит Александр. — Когда я стал их требовать, они заявили, что это за жилье и коммуналку”.
За эти деньги можно месяц снимать однокомнатную квартиру. Но жилье, за которое с него 350 евро сняли, было совсем, по словам ребят, не таким: офисное помещение, переделанное в квартиру, в котором жили целой бригадой. В тесноте.
Получить комментарий фирмы оказалось сложно. Телефон Александра не отвечал, Виталий тогда дал телефон Айло, который постоянно присутствовал на объекте. Айло отказался назвать свою фамилию и должность в этой фирме, но после настойчивых расспросов сказал, что он такой же простой работяга, как и они.
Он сначала предложил журналисту встретиться, чтобы обсудить ситуацию, но на следующий день сослался на болезнь и отказался от встречи. По телефону он сообщил, что на самом деле Виталий проработал в фирме всего две недели, потом бросил все и ушел, и заявление о регистрации его на краткосрочную работу тогда аннулировали.
Он прислал бумаги, из которых следовало, что 9 ноября фирма обратилась в Департамент полиции и погранохраны с просьбой зарегистрировать Виталия как работника до 10 апреля 2018 года. И еще один документ, датированный 13 декабря 2017 года, где член правления Rendiproff OÜ Ханс Эрик Эхверт просит департамент снять с регистрации четверых работников с 11 декабря в связи с тем, что они самовольно покинули рабочее место.
То есть получается уже не две недели, как говорит Айло, а больше месяца. Это подтверждает и Виталий: ”Я работал у них полтора месяца, они не платили, и потом Александр подкинул нам другой объект, и в итоге там тоже не заплатили”.
”Сколько он там не получил? — иронично спросил в начале беседы Айло. — 1800 евро? Это где такие зарплаты?”
Но в ходатайстве о регистрации указана зарплата Виталия — 1300 евро брутто. И за полтора месяца набегает как раз чуть более 1800 евро.
Однако в письме совершенно не было никаких данных о том, посылали ли это письмо действительно ли в департамент и когда. То есть это была просто бумага без подписи, которая теоретически могла быть составлена в любой момент.
Когда Айло услышал о том, что есть и другие недовольные работники, которые утверждают, что им в фирме не заплатили, то сказал, что с журналистом на следующий день свяжется его адвокат. Однако ни на следующий день, ни потом никто так и не связался. Айло сказал, что, видимо, адвокат занят.
Одна из баз данных в интернете сигнализирует о том, что в последнее время у фирмы были проблемы с платежеспособностью.
Как получить свои деньги обратно?
Приехавшим в Эстонию на работу иностранцам следует знать одну важную вещь: закон налагает довольно много обязанностей не на работника, а на работодателя. И если проверяющие из Трудовой инспекции в ходе рейда обнаружат иностранца, и человек находится на территории Эстонии на законных основаниях, у него здесь есть право на работу, но при этом ему не сообщили, что должен быть по закону трудовой договор (а у Виталия и других ребят, по их словам, его не было), инспектор может наказать работодателя в рамках делопроизводства о проступке штрафом в размере до 1300 евро. И вдобавок сделать предписание о предоставлении данных, обеспечив это и денежным требованием.
Работникам в таком случае можно не бояться — наказание от инспектора им не грозит.
”Если же обнаруживают иностранца, который работает в Эстонии незаконно, то дальше делом занимается полиция”, — говорит заместитель директора по вопросам превенции и права Трудовой инспекции Меэли Мийдла-Ванаталу.
Что касается трудовых споров, то в Трудовой инспекции нет отдельной статистики касательно обратившихся к ним граждан конкретно Украины. Поскольку права иностранных граждан в случае споров между работником и работодателем — ровно такие же, как и у граждан Эстонии. В то же время специалисты отмечают, что на консультацию такие люди приходят очень редко. И о проблемах с работодателем касательно неполученных денег инспекторы узнают чаще всего в ходе рейдов.
”Работник-гражданин другого государства может точно так же обратиться в комиссию по трудовым спорам при Трудовой инспекции, как и любой другой житель Эстонии, который работает или работал, но не получил свою зарплату за проделанную работу”, — подчеркивает специалист.
Как же Виталию, который уже выехал из страны, подать заявление в Трудовую инспекцию? Можно, например, сделать это по интернету, если есть возможность поставить цифровую подпись. Если нет, можно отправить собственноручно подписанное заявление по обычной почте. Или скачать в интернете бланк, заполнить его и послать письмом.
Тут надо отметить, что с 1 января этого года вступил в силу ряд поправок к закону, и теперь решение трудовых споров происходит несколько по-другому. Например, если недополученная от работодателя сумма — не более 6400 евро, и есть весомые доказательства того, что человек действительно имеет право на эти деньги, то комиссия может рассматривать дело в письменном порядке, и присутствие человека для этого не требуется. То есть иностранный гражданин не обязан в таком случае ехать в Эстонию.
У Виталия здесь живет сестра. И теоретически она может его представлять по доверенности.
”Другой вариант — действительно отправить вместо себя на заседание доверенное лицо, — говорит специалист. — Но в таком случае важно, чтобы у него была вся необходимая для рассмотрения дела информация”.
И еще один важный нюанс: делопроизводство в комиссии по трудовым спорам ведется на эстонском языке. Поэтому и заявление, и доверенность должны быть на эстонском. Но можно сделать и так: если они написаны на другом языке, то прикрепить официальный их перевод.
Дешевая рабочая сила
Довольно многие бизнесмены в Эстонии активно дают объявления о том, что примут на работу украинцев. В Незалежную даже выезжают их представители, которые набирают сотрудников на местах. Желающих настолько много, что за вакансии берут деньги — 100–200 евро за право быть принятым на работу.
Если работникам из Эстонии надо платить минимум 8–10 евро в час чистыми, то те соглашаются и за 5, хотя в большинстве объявлений для украинцев стоит зарплата 1200–1300 евро в месяц (не говорится, что ”грязными”). Плюс, как выходит, на деле получается еще дешевле: украинцы настолько не знают зачастую своих прав или боятся их отстаивать, что работодатели их нередко без зазрения совести обманывают. И говорят: будете что-то требовать — вас вообще депортируют.
В итоге люди, приехавшие на заработки, нередко уезжают несолоно хлебавши. Вышеупомянутая фирма — не единственная, у кого с работниками возникли проблемы. В интернете на тематических сайтах есть много названий фирм и имен, мейлов, телефонов в черных списках, а в Youtube — несколько видео о мошенниках из Эстонии, с именами и телефонами.
Можно даже говорить о схеме: привезли, поселили в тесноте с другими, кормят ”завтраками” и довольствуются редкими подачками по 50–100 евро, которые им время от времени кидает работодатель, чтобы те не умерли с голоду. Люди трудятся дальше в надежде все же получить свои деньги, и ловушка захлопывается. Работают сверх нормы, живут в тесноте. В итоге, когда они начинают уже требовать свои деньги, им угрожают депортацией и в качестве аукциона неслыханной щедрости выдают по 50 евро на билет домой. Выдыхают, когда те выезжают с территории страны. И заказывают новую партию работников.
При этом в Эстонии есть квоты на иностранных работников, но ушлые работодатели находят вариант, как обходить их — например, оформляют украинцев через Польшу.
Поэтому в Эстонии среди населения нередко можно услышать что-то вроде: ”Понаехали тут! Отбирают у нас хлеб!” Но даже если посмотреть количество вакансий только на сайте Кассы по безработице, то выясняется, что, наоборот, работы много, а рук не хватает. Только в сфере строительства по состоянию на 5 февраля в Кассе по безработице было 353 вакансии.
”Это потому, что местные уезжают в Швецию и Финляндию, — говорит строитель со стажем, Константин. — Там платят 18–20 евро в час. То есть фактически в 2–3 раза больше, чем здесь. И так как работы много и строят сейчас сразу в нескольких местах, то у местных есть возможность выбирать. Украинцы привлекают работодателей как дешевая рабочая сила. Фактически украинцы в Эстонии — то же самое, что и эстонцы в Швеции. Точно так же они зачастую не знают своих прав и у них просто нет времени и денег, чтобы подавать в какие-то комиссии или суд и требовать обратно недополученное. И им можно платить меньше”.
Но вот чему местные точно совершенно не рады, так это демпингу — ведь если они начинают говорить о том, чтобы работодатель повысил им оклад или почасовую, то могут услышать: ”Не нравится что-то? Вали отсюда. За дверью очередь из украинцев, которые будут рады такой зарплате!”.
При этом есть ряд вакансий, специалистов для которых с нужной квалификацией в Эстонии не найти. Например, в сфере судостроительства или ремонта, авиации, ИТ. И тогда работодатели ”выписывают” их из-за рубежа — в том числе, и с Украины.
”Сначала мы все проверяем”
В Кассе по безработице заверяют, что перед тем, как выдать работодателю разрешение на трудоустройство иностранца, они проверяют, что на это рабочее место нет возможности трудоустроить соответствующей квалификации гражданина Эстонии, гражданина другой страны ЕС и иностранца, проживающего в Эстонии на основании вида на жительства.
”Ведь для того, чтобы работодателю трудоустроить квалифицированных работников из других стран (за исключением стран Европейского союза или Европейского экономического пространства и Швейцарской Конфедерации), он должен ходатайствовать в Кассе по безработице о разрешении на трудоустройство иностранца, — поясняет Ливиа Лаас, руководитель услуг Кассы по безработице для работодателей. — Также мы проверяем, насколько заполнение рабочего места иностранцем обосновано как с учетом ситуации на рынке труда, так и на основании данных Кассы по безработице”.
Выданное Кассой по безработице разрешение не означает автоматически трудоустройство человека к тому работодателю, который ходатайствовал о разрешении, а дает основание для того, чтобы человек мог ходатайствовать о виде на жительство для работы в Департаменте полиции и погранохраны. Также в Законе об иностранцах приведены исключения, при которых нет необходимости ходатайствовать о разрешении Кассы по безработице.
Стоит отметить, что выданное Кассой по безработице разрешение не связано с конкретным человеком, а с должностью, которую нужно заполнить, поэтому в кассе нет данных, из каких стран работодатель набирает работников.