История ”Золушки” Керсти Кальюлайд: из мустамяэских трущоб в президенты Эстонии
В описании жизненного пути Керсти Кальюлайд нет ни слова о том, кем она работала в 1992-1997 гг. На официальной странице президента Эстонии тоже нет данных по этому периоду. ”Работа в различных предприятиях Эстонии”, — это все, что написано на сайте. В бизнес-регистре также отсутствует соответствующая информация, пишет еженедельник Eesti Ekspress.
Женщины могут все сами
Это все не имело бы особого значения, ведь молодость есть молодость. Однако это было время взлета Керсти Кальюлайд. Равно как и время взлета страны. Время, когда социалистическая Эстония превратилась в капиталистическую. Время, когда хорошие идеи не зависали в воздухе, а воплощались в жизнь. Каждый день происходило что-то интересное. Жизнь бурлила.
Кальюлайд — современная женщина, она не боится трудностей и может постоять за себя.
15 лет назад Кальюлайд написала в Eesti Ekspress: ”Женщины Эстонии не станут унижаться и требовать у мужчин чувства ответственности. Они довольны и гордятся тем, что могут все сами. Покупать квартиры, выплачивать кредиты, копить деньги, чтобы пережить отпуск по уходу за ребенком”.
Это были не пустые слова. К тому времени Кальюлайд была разведена и воспитывала двоих детей.
Бедное детство
Первая женщина-президент Эстонии родилась в типичном спальном районе Таллинна — Мустамяэ. Все свое детство она прожила в двухкомнатной квартире пятиэтажного панельного дома. Родители были в разводе. Денег постоянно не хватало. В доме не было даже телевизора. Учась в школе, Керсти подрабатывала няней.
Девочка ходила в 44-ю среднюю школу (нынешнюю Мустамяэскую гимназию) и быстро поняла, что учиться необходимо, иначе в школу вызовут мать. В младших классах несколько раз так и происходило. ”Я тогда еще не созрела, так как пошла в школу раньше остальных”, — рассказывает Кальюлайд.
В 1987 году она окончила школу с серебряной медалью, поступила в Тартуский университет на кафедру биологии и географии и выпустилась cum laude.
Кальюлайд хотела стать ученым, как ее и мать, Линду Кальюлайд, которая работала в Институте научных исследований профилактической медицины.
В университете Керсти сосредоточилась на изучении генетики как более перспективной и прибыльной отрасли. После окончания вуза она с маленькими детьми переехала в Таллинн.
”Экономический беженец”
Керсти стала матерью слишком рано даже по меркам того времени: она родила дочь Силью за несколько недель до своего 19-летия. Сын Сийм родился в октябре 1993, когда ей было 23.
Из-за небольшого дохода будущему президенту пришлось отказаться от карьеры ученого. ”Имея двоих детей, работать в лаборатории и получать зарплату лаборанта — это немыслимо”, — писал журнал Stiil.
”Когда я в 1994 году после второго декрета захотела вернуться на работу по специальности, мой доход не покрывал бы даже расходов на детский сад. Так что я была экономическим беженцем”, — сказала она университетскому изданию Universitas Tartuensis.
”Помнится, перед рождением второго ребенка я восемь месяцев копила деньги на покупку холодильника. Но я же видела, что есть места, на которых нет необходимости так делать”, — призналась она.
Тайный центр связи
Может создаться впечатление, будто Кальюлайд обижена на мужчин, но это не так.
В сентябре 1992 года государственный секретарь Уно Веэринг издал тайный приказ о создании Центра правительственной связи. Новая организация должна была предлагать госучреждениям услуги по безопасной телефонной связи и передаче данных, а также заниматься радиоразведкой. Учреждению перешли сеть связи КГБ, его здания и оставшаяся техника, его директором стал Яак ”Jack” Липпмаа из Института химической и биологической физики, который, скорее всего, и заметил Тальвика и пригласил к себе на работу.
Тем временем Керсти совсем не хотелось безвылазно сидеть дома и зависеть от дохода мужчины. Тогда семья жила уже в Таллинне, и коллеги Тальвика подыскали ей место секретаря в фирме Haberst Tehing, занимавшейся продажей техники Siemens, в том числе — и Центру правительственной связи.
В нынешние времена на них посыпались бы обвинения в коррупции, но тогда все было по-другому. Постепенно Керсти ввиду своих отличных способностей к ведению переговоров стала успешным менеджером по продажам. В один прекрасный момент у нее возникло желание идти дальше и она нашла другую работу, которая вновь оказалось связанной с центром. На этот раз она получила должность в фирме Nösper, основанной ее мужем и еще несколькими людьми из их близкого окружения.
Позже ее переименовали в Uninet Andmeside. По данным бизнес-регистра, Кальюлайд была членом правления предприятия до июня 1999 года. В это время она уже работала на Тоомпеа советником премьер-министра, была разведена с Тальвиком и проживала в Мустамяэ со своим нынешним супругом Рене Максимовским.
Пылкая молодая дама
Из Uninet Кальюлайд перешла в Eesti Telefon на должность руководителя по продажам центральных телефонных станций. ”Керсти была пылкой молодой дамой, которая выделялась своей сообразительностью. У нее хорошее техническое чутье, умение убеждать и продавать”, — вспоминает ее тогдашний начальник Вальдо Калм.
От старых привычек трудно избавиться: приступив к работе в Кадриорге в должности президента, Кальюлайд первым делом распорядилось привести в порядок телефонную связь.
”Благодаря опыту, полученному ей в фирме по продажам телефонов, она умела хорошо выражать свои мысли как устно, так и письменно, и получать от клиентов необходимую информацию. Она умела хорошо вникать в суть и делать выводы. Классические качества лидера были заметны в ее характере уже тогда”, — вспоминает ее бывший руководитель Март Мяги.
Через полгода Hoiupank объединили с Hansapank, и из обеих фирм необходимо было выбрать только лучших сотрудников. Это был первый раз, когда Кальюлайд пришлось идти на собеседование. ”Керсти прошла его, и это показало, что она достаточно быстро вошла в курс дела в новой для себя области. Она очень быстро училась”, — вспоминает ее коллега Райн Тамм.
"Я счастлива!"
Переломным в карьере Кальюлайд стало лето 1998 года, когда она разговорилась с Матти Маазикасом о проблемах развития предпринимательства в Ида-Вирумаа. Позже Март Лаар выиграл выборы, стал премьер-министром, а Маазикас стал директором его бюро и предложил Кальюлайд место на Тоомпеа (тогда Дом Стенбока еще не был переделан под правительственные нужды). Через сутки после предложения Керсти дала свое согласие.
Дальнейшая ее деятельность уже более или менее известна общественности: руководство Eesti Energia, Ируской электростанцией, советом ТУ, Европейская счетная палата, кресло президента Эстонии.
Это все похоже на реальную историю Золушки: маленькая девочка из бедной мустамяэской семьи становится фигурой европейского уровня и президентом своей отчизны.
Экс-супруг Кальюлайд Таави Тальвик трудится сейчас директором по развитию в фирме NOW! Innovations, предлагающим решения по организации мобильной парковки по всему миру.
Когда в 2005 году у пары родился первый сын, за ребенком вновь присматривала мать Керсти. После рождения через четыре года второго сына Максимовский сам взял отпуск по уходу за ребенком. Затем он получил уведомление о сокращении и сейчас занимается домашними делами.
На вопрос, счастлива ли она, Керсти Кальюлайд отвечает: ”Да. Безусловно!”