DELFI В ЧЕРНОБЫЛЕ: Новый саркофаг обойдется в миллиарды евро. Эстония тоже внесла свой вклад
Тридцать лет назад произошло событие, которое ужаснуло весь мир. Крышку реактора четвертого энергоблока Чернобыльской атомной электростанции силой взрыва сорвало и подняло на 30 метров. Все это сопровождалось гигантским радиационным выбросом, последствия которого нам всем хорошо известны. Однако наивно полагать, что три десятилетия спустя взорвавшийся реактор нам больше не угрожает. Для защиты от радиации над реактором сейчас возводят арку общей стоимостью более двух миллиардов евро, которая, как обещается, спасет нас от последствий той трагедии на ближайшие сто лет. Критики проекта называют всю эту затею ”большим обманом”.
Макет реактора
”Саркофаг на над 4-м энергоблоком ЧАЭС называется ”объект ”Укрытие”. Он строился очень быстро и в очень тяжелых радиационных условиях. Конструкция была возведена в первую очередь как барьер на пути мощнейших выбросов, или как локализующая оболочка. И свои функции за период эксплуатации, начиная с ноября 1986 года, саркофаг выполнил”, — поведала Марусич.
По ее словам, хоть прошло уже 30 лет со дня аварии, риски, сопровождающие разрушенный реактор, по-прежнему присутствуют.
Макет, установленный в смотровом павильоне с видом на саркофаг, помогает понять, в каком состоянии сейчас находится разрушенный реактор и четвертый блок, который уже перестал быть энергоблоком. На макете представлена шахта реактора: в ней разрушены активная зона и все барьеры безопасности. Верхняя крышка — биологическая защита реактора типа РБМК — стоит под углом: силой взрыва ее сорвало с места, она вылетала на высоту порядка тридцати метров, разрушив крышу, и встала почти вертикально на шахту реактора.
По словам Марусич, общий выброс радиоактивных веществ составил порядка 50 миллионов кюри: ”Это сверхмного!” Загрязненной оказалась огромная территория: порядка двухсот тысяч квадратных километров. Пострадала и Западная, и Восточная Европа, и даже Скандинавия.
”Были предприняты сверхмеры”
Марусич говорит, что до сих пор существует ядерный риск — то есть ”дальнейшая инициация самоподдерживающейся цепной реакции деления”. Второй риск — радиоактивный, то есть все последствия интенсивного выброса в атмосферу в первые десять дней после взрыва: это т.н. ”активная фаза аварии”. После 6 мая 1986 года выбросы несколько снизились. Это объясняется тем, что нижняя плита реактора прогорела, и скопившиеся горячие лавоподобные массы стекли вниз. Опасность заключалась в том, что эти массы могли проплавить фундамент реактора и попасть в грунт. Тогда последствия могли быть еще более серьезными…
”Для того, чтобы этого не произошло, были предприняты сверхмеры, — заверила Марусич. — В результате плита все же не прогорела, но сейчас мы имеем внутри огромный объем — 1 300 тонн — радиоактивного материала. Плюс к тому — тысячи и тысячи кубов радиоактивных отходов”.
Сейчас первая задача персонала, обслуживающего ЧАЭС — контролировать состояние и поведение этих материалов и таким образом обеспечивать безопасность населения. Вторая задача — поддерживать ”Укрытие” в нормальном состоянии. Это — приоритет.
Оболочка за 2 млрд евро
По словам Марусич, все эти 30 лет шли подготовительные работы к строительству новой защитной оболочки. Но это не просто ”крышка”, а огромный технологический комплекс, который будет оснащен специальным оборудованием. Но и это не финал. Как только комплекс будет сдан в эксплуатацию, начнутся работы внутри этого нового сооружения. И первый шаг — это демонтаж старого саркофага. Недавно были закончены работы по его стабилизации, так как существовала угроза локального обрушения. Были укреплены наиболее опасные зоны.
Например, 12 февраля 2013 года несколько навесных плит обвалились над машинным залом энергоблока, площадь обрушения составила около 600 квадратных метров.
Введение нового саркофага в эксплуатацию назначено на конец 2017 года. По последней оценке, общая стоимость составит около 1,5 млрд евро. По данным некоторых СМИ, совокупная стоимость завершения проекта "Укрытие-2" на Чернобыльской АЭС может составить 2,15 миллиардов евро.
Многие страны оказали финансовую поддержку его строительству. Для этих целей специально был создан Фонд ”Укрытие”. Оказывается, свой вклад в размере 55 тысяч евро сделала и Эстония. Участники, внесшие самую большую лепту, — США, Япония, Франция, Германия и Еврокомиссия.
Темпы возведения ”Укрытия-2” велики. Еще в 2009 году площадка была ровная и чистая. Два года шли подготовительные работы, а в марте 2012 года начался его монтаж.
”Арка построена из двух половин: восточной и западной, они стоят на бетонной платформе. Монтаж арки происходил непосредственно на площадке. Каждая из ее половин прошла три уровня подъема. Сейчас она поднята на проектную высоту — 108 метров”, — перечисляет Марусич.
Характеристики
Ширина: 257 метров;
Высота: 108 метров;
Длина: 150 метров;
Вес конструкций: 29 000 тонн;
Количество рабочих: около 3000 человек;
Время эксплуатации: около ста лет.
Стальные конструкции весом порядка тридцати тысяч тонн, соединенные особыми болтами. Два вида многослойной обшивки, внутрь которой будет закачан теплый воздух. По плану его создателей, этот сложный с технической точки зрения организм должен защитить нас от смертоносных выбросов из жерла реактора минимум на сто лет.
У проекта есть критики
Заместитель главного инженера по науке и ядерной безопасности Чернобыльской АЭС в 1979-86 годах, ликвидатор аварии на станции и автор книг "Чернобыль — месть мирного атома", "От Чернобыля до Фукусимы" Николай Карпан раскритиковал проект и сказал, что строительство нового саркофага не решит главной проблемы — хранения отработанного ядерного топлива на станции. Об этом он рассказал в интервью DW в 2013 году.
”Новый саркофаг — это большой обман, я давно об этом говорил и писал. В самом начале задумывалось, что укрытие построят по иному принципу — контайнмента. То есть, это будет герметичное устройство, снабженное технологическими линиями и механизмами для разборки старого саркофага и извлечения из него ядерного топлива. Такое сооружение должно было препятствовать выходу радиоактивных продуктов за пределы четвертого энергоблока, который планировалось накрыть контайнментом. По этому поводу Верховная рада приняла соответствующий закон”, — высказался тогда Карпан. Но позднее, по его словам, когда стали теряться нити управления чернобыльскими проблемами, проект был изменен на строительство конфайнмента. А конфайнмент — это зонтик, защищающий от дождя и ветра, это негерметичное сооружение, которое не решает задачи обеспечения радиационной безопасности. ”Заявлено, что конфайнмент простоит сто лет, но я думаю, что его строительство даже не будет завершено”, — полагает эксперт.